Posted 13 марта, 08:52

Published 13 марта, 08:52

Россиян здесь не будет уже с ноября 2024 года

Физиков из России отстранят от работы на Большом адронном коллайдере уже в ноябре

13 марта 2024, 08:52
Фото: Соцсети
Россиян здесь не будет уже с ноября 2024 года
Российских ученых осенью 2024 года окончательно отлучат от исследовательской работы на Большом адронном коллайдере.
Санкции

Игорь Злобин

Неприятные вести для российских физиков пришли из Европейского совета ядерных исследований (ЦЕРН). По сообщению научных пабликов, администраторы ЦЕРН готовы полностью прекратить работу с российскими учеными уже с ноября 2024 года.

Большой адронный коллайдер, который представляет собой самую крупную в мире установку для изучения элементарных частиц, находится на территории этой организации, неподалеку от Женевы на границе Швейцарии и Франции.

Правда, при этом некоторые кураторы российской части проекта предлагают схему, которая позволила бы нашим физикам продолжить работу на коллайдере «под нейтральным флагом», то есть копируя решение Международного Олимпийского комитета в отношении российских спортсменов. Однако большинство администраторов все-таки намерены полностью прекратить сотрудничество.

Сегодня в ЦЕРН постоянно работают около 200 российских ученых, а кроме того, примерно тысяча студентов, аспирантов, ученых и программистов приезжают туда в течение года.

Большинство российских ученых считают, что отношения с ЦЕРН следует прекратить, чтобы переключиться на другие проекты внутри самой России, а также в Китае или в Японии.

Между тем, еще в сентябре 2022 года «Новые Известия» сообщали о том, что США расширили санкционный список сразу на семь российских академических институтов, которые занимаются исследованиями в области фундаментальной физики. Все они, по сути, оказались отрезанными от мировой науки.

Таким образом, западные правительства намеревались лишить нашу страну всего, что хотя бы отдаленно способствует усилению ее экономики и военной мощи. А кроме того, еще и побудить к эмиграции талантливых российских ученых.

В апреле 2023 года «Новые Известия» писали о том, что российский ученый-физик Сергей Афонин из Санкт-Петербурга предсказал теоретически существование еще одной «частицы Бога» — бозона Хиггса. Если его гипотеза подтвердится, ученые приблизятся к разгадке тайны «темной материи» и зарождения Вселенной. Но доказать реальное существование этого бозона возможно только на Большом адронном коллайдере. Интересно, как поступят западные ученые теперь?

Однако, далеко не все западные ученые согласны с такой политикой своих правительств. К примеру, в том же 2022 году зарубежные физики, объединившись в группу Science4Peace («Наука ради мира»), опубликовали петицию, в которой говорится, что санкции, введенные в отношении российских ученых, контрпродуктивны, поскольку никакого влияния на правительство России они не имеют, а вот сильно осложняют, или делают вообще невозможным общение между учеными:

«Эти санкции не помогут добиться прекращения огня или разрешить конфликт. Напротив, эти меры изолируют российских и белорусских ученых и отстраняют их от международных дискуссий как в науке, так и в других сферах».

Выразили ученые Science4Peace и свое отношение к отлучению россиян от ЦЕРН, назвав его «эпохальными»: «Решение Совета ЦЕРН прекратить дальнейшее сотрудничество знаменует собой еще один существенный провал дипломатии — теперь научной дипломатии».