Posted 12 марта, 06:50

Published 12 марта, 06:50

Modified 13 марта, 08:44

Updated 13 марта, 08:44

Налоговая реформа: как будут финансировать социальную программу послания президента

12 марта 2024, 06:50
Сюжет
Деньги
В послании Федеральному собранию Владимир Путин подробно рассказал о новых социальных программах для россиян, и лишь вскользь упомянул о том, что стране необходима налоговая реформа. Между тем, с экономической точки зрения эти два пункта выступления связаны друг с другом напрямую.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Владимир Путин пришел на высший государственный пост России в 2000 году, начав с реформы налоговой системы. Страна, которая вспоминала про свой долг перед государством, только когда смотрела рекламу по телевизору, где нервный мужчина включал и выключал свет, потому что не платил налоги, получила главный подарок — плоскую шкалу в 13% для всех. Спустя 24 года ей опять прописали прогрессивный налог.

В воздухе витает повышение налогов

Утечки о нововведениях в налоговой системе появляются каждую неделю. То уважаемая деловая газета расскажет о планах правительства заняться улучшением финансов. То депутаты проявят активность и пропишут всем, кто получает выше 5 миллионов в год, подоходный налог под 20%. То даже иноагенты поделятся планами кабинета. Все эти разведпризнаки описывают важный этап в устройстве госфинансов России — переход от той самой плоской шкалы к прогрессивной.

Первый шаг — повышение ставки налога до 15% для россиян, чья зарплата превышает 5 миллионов в год, был сделан. Власти остались довольны результатом. За первый год был собран дополнительный триллион рублей. Теперь правительство рассматривает такую же ставку в 15% для россиян, которые получают 1 миллион рублей в год и более.

В переводе на месячную зарплату, речь идет о всех, чей месячный доход составляет 83 тысячи рублей до уплаты налогов.

Владимир Саськов, эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов, напоминает, что у нас уже был применён первый шаг к прогрессии, введение 15% налога на доходы от 5 млн в год. Что касается 20% и выше — это следующий шаг прогрессии.

«Почему сейчас? Понятно! Потому что не хватает денег бюджету. Ответ же очевиден. Идут поиски источников денег, как разовая мера применялся налог на сверхприбыль. А в целом, для системного повышения бюджетных доходов, которые помогают планировать и доходы, и расходы, видимо, решили, что нужно вернуться к прогрессии. На какой срок, на какой период, будет ли это навсегда или в виде некой меры на ближайшие четыре-пять лет, это покажет время», — говорит Владимир Саськов.

Контуры новой прогрессивной шкалы прорисовываются отчетливо. Все, кто получают 1 миллион и выше, будут платить 15% НДФЛ. Гражданам, которые уже платят 15%, повысят налог до 20%. Начисление НДФЛ происходит также непривычно сложно: с первого миллиона платят 13%. Со второго по 5 миллионов — 15%, далее — 20%.

Повышение может коснуться 20 миллионов человек и принести казне 2,5 триллиона рублей ежегодно. Если к этой сумме прибавить повышение налога на прибыль на 5 процентных пункта до 25%, то в бюджет будут уплачены еще 2 триллиона рублей.

Эти новые деньги покроют не только расходы из новой президентской программы, но и новые расходы бюджета, например, на оборону, закрыв зияющий второй год подряд дефицит госказны. А новые социальные программы заберут из бюджета от 2,5 до 3 триллионов рублей. Так элегантно и практически безболезненно может решиться главный вопрос об источниках финансирования предвыборных обещаний.

Будут ли россияне платить новые налоги

То, что налоги будут повышать, эксперты «НИ» не ставят под сомнение. Главный научный сотрудник Института экономики РАН, д. э. н. Игорь Николаев так обосновывает повышение:

— Надо повышать, потому что в президентском послании были озвучены такие расходы, что без этого вряд ли можно обойтись. Я думаю, и с повышением будет трудно выполнить все это дело, а без этого — совсем трудно. Чтобы выполнять те планы, которые были озвучены в президентском послании, надо больше денег, значительно больше денег, чем сейчас собирает бюджет. Нужны новые триллионы рублей. Поэтому решили, что время такое, и экономика растет, что можно повышать налоги.

Какой вариант правительство предпочтет — собрать деньги с большего количества людей с меньшими доходами или, наоборот, ограничиться богатыми — у экспертов сомнений нет. Намного проще и безболезненнее собирать деньги с менее обеспеченных граждан, тем более что система прекрасно отлажена.

— Богатые люди — искушенные в том, что если существует запретительная ставка, они найдут возможность обойти ее. Когда фактически автоматом будут платиться 15%, где сейчас платят 13%, работодатель автоматом перечисляет — и все, здесь есть шанс получить больше денег при таком небольшом повышении. Это касается наемных работников, которые получают не самые высокие зарплаты. Будут платить просто автоматически. Ухода здесь не будет, — уверен Игорь Николаев.

Как справиться с недовольством граждан

Вряд ли экономические и финансовые власти страны рассчитывают на то, что граждане с улыбкой на устах сами понесут еще больше денег в бюджет. Поэтому большую роль в том, насколько безболезненно пройдет переход привычной плоской шкалы к более денежной прогрессивной, играет политический момент и правильное введение новых финансовых правил.

«Здесь вопрос в большей степени будет зависеть от того, как этот механизм будет реализовываться. Если в начале года человек узнаёт о том, что им недоплачены налоги за предыдущий год на некоторую сумму, которую он должен доплатить, так как его доходы превысили 1 млн, ему одномоментно выкатывают к уплате — это будет неприятно. Если это будет взыматься незаметно с точки зрения постепенности (человек работает в одном месте, у него доход превышает 1 млн рублей, работодатель начинает сразу удерживать больше, то это другой случай, который пройдёт мягче», — говорит эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов.

Но в любом случае люди это почувствуют, уверен он.

«И, естественно, будут недовольства. Многое будет зависеть от того, как будет отработано объяснение этого решения», — добавляет Владимир Саськов.

Не обойтись без отлаженной информационной кампании: куда пойдут эти деньги, как они распределяются.

«Если просто отобрали и непонятно куда дели — народ будет недоволен. Если расскажут, что собрали столько-то и купили на дополнительные деньги лекарства для детей с редкими заболеваниями — другая ситуация. Тут вряд ли кто-то выступит против», — считает Владимир Саськов.

Экономисты ожидают вывода части доходов «вчёрную», однако тут у властей накоплен большой опыт по отслеживанию налоговых отчислений, говорит эксперт:

— Будет играть роль репрессивный аппарат налоговой службы. Они очень хорошо умеют отслеживать определённые вещи. Безусловно, будет усилен контроль за выплатами заработной платы. Не факт, что это будет иметь массовый характер, но безусловно будут расти схемы. Но любые преступления зависят от организации, контроля и пресечения этих преступлений. Если налоговая отработает хорошо, то и схем будет меньше, будут купированы.

Окно политических возможностей

С началом СВО возможности получить заимствования на Западе, через которые финансировали некоторые госпрограммы, резко закрылись. В бюджетах всех уровней снижаются доходы, несмотря на экономический рост.

Однако повышение налогового бремени связано, в первую очередь, с новыми социальными обязательствами государства перед гражданами, которые озвучил российский президент перед выборами. Здесь нужно смотреть на ситуацию без иллюзий: повышение налогов снижает реально располагаемые расходы граждан. Но политики часто используют новый политический период для того, чтобы провести непопулярные решения, напоминает Игорь Николаев:

— После очередных выборов открывается на определенное время окно политических возможностей для принятия непопулярных мер. Это тоже надо. Ну, значит налоги. В свое время при открывшемся окне было принято решение о повышении пенсионного возраста. Сейчас это окно заполнят тем, что, по всей видимости, повысят налоги.

Повышению налогов никто не обрадуется, но вызовет ли оно массовое возмущение? Конечно, нет, говорят эксперты. Как политический долгожитель, Владимир Путин переживал куда более чувствительные ухудшения положения граждан, например, пенсионную реформу 2018 года.

— Да, 2018 год, мы помним. И объявили, и ничего, все прошло. Такую меру, как налоги, можно обосновать. Это не будет воспринято остро. Неприятно, да. Кому же хочется больше отдавать налогов? Но остроты, в данном случае, не будет.
Подпишитесь