Posted 12 марта, 10:33

Published 12 марта, 10:33

Modified 12 марта, 10:35

Updated 12 марта, 10:35

Политолог Михайличенко: наступает время не соцсетей, а дневников

Дмитрий Михайличенко: страна все глубже погружается во внутреннюю эмиграцию

12 марта 2024, 10:33
Дмитрий Михайличенко
Фото: Соцсети
Политолог Михайличенко: наступает время не соцсетей, а дневников
Внутренняя эмиграция будет развиваться в России еще и потому, что экономические возможности для эмиграции сокращаются. А уход в свой внутренний/семейный мир — это исторически проверенный механизм реагирования на внешние события.

Дмитрий Михайличенко, аналитик, доктор философских наук

Два года, прошедшие с февраля 2022 года, оказали серьезное влияние на трансформацию социума. Волны релокации и эмиграции сменяются некоторым обратным оттоком, а социальное недовольство образованных жителей крупных городов и мегаполисов не имеет, по большому счету, какого-либо политического выражения. Если не считать таковым несостоявшееся выдвижение на президентских выборах Бориса Надеждина и, тем более, присутствие Владислава Даванкова в списке кандидатов в президенты.

И то, и другое означает, скорее, не способ политического выражения социального недовольства, а лишь маркер, который свидетельствует о том, что власти видят запрос на перемены у части социума, но предпочитают, по понятным причинам, держать этот запрос в законсервированном состоянии.

Следующие годы — это годы развития такого феномена как внутренняя эмиграция. Видный представитель эллинистической философии Эпикур выразил эти настроения просто: «живи незаметно».

Эллинистическую философию двигали эмигранты и лишенные права гражданства в древнегреческих полисах люди. Находящиеся на положении метеков (типа современных обладателей ВНЖ), они не участвовали в политике, но выразили усталость от эпохи глобальных завоеваний Александра Македонского и последующего раздела его империи диадохами уходом во внутренний мир и пространство частной свободы.

Внутренняя эмиграция в современной России — это состояние и уже достаточно обширное явление. Наши дедушки и прадедушки не писали бы посты в соцсетях, даже если бы они существовали в середине ХХ века. Но многие из них вели дневники и оставались откровенными с самими собой, наедине. Наученные горьким опытом массовых репрессий, они умели молчать, уходить в себя. Получать удовольствие и эндоморфины («гармоны счастья») от лайков в соцсетях, конечно, приятно, но в нынешних условиях все больше людей предпочитают осторожность и воздерживаются от такого рода самоактуализации личности.

Внутренняя эмиграция будет развиваться еще и потому, что экономические возможности для эмиграции сокращаются. Плюс власти все сделали для того, чтобы модель «живи там, зарабатывай здесь» оказалась недоступной для подавляющего большинства. Такие действия властей — объективная защитная стратегия в условиях конфронтации с Западом. И пусть некоторым и кажется, что до автаркии далеко — она реализуется уже на уровне многих подходов во внутренней и внешней политике.

В этом плане наступает время не соцсетей, а дневников. Время спокойных и кабинетных штудий, тем более, что в публичном дискурсе со всех сторон царят горлопаны и прочие пропагандисты, призывающие (косвенно или явно) к усилению конфронтации, новой крови и агрессии. Порядочным людям лучше не читать и не внимать такого: ни до обеда, ни после.

Производство внутренних эмигрантов идет усиленными темпами. Общество даже не ощущает, насколько интенсивно и органично это происходит. В том числе и потому, что многие постсоветские россияне не успели забыть доперестроечный опыт. В этом плане стоическое терпение и уход в свой внутренний/семейный мир — это исторически проверенный механизм реагирования на внешние события. Проверенный и надежный, но не позволяющий личности самореализовываться и ощущать позитивную свободу («свобода для возможности делать что-то»).

Многие недовольные (наверное, большинство) решают, что это лучше, чем ничего. Все это говорит в пользу того, что внутренняя эмиграция будет шириться. Тем более, что путь бунтаря, готового идти против системы, имеет слишком яркие и трагичные примеры.

"