Posted 11 марта, 09:18
Published 11 марта, 09:18
Modified 11 марта, 09:20
Updated 11 марта, 09:20
Ирина Мишина
Вокруг Единого госэкзамена в последние дни — жаркие споры.
Все началось с «президентской поправки»: в этом году выпускники школ смогут воспользоваться «второй попыткой» пересдать ЕГЭ (о такой возможности говорил президент в своем послании). Но такой возможностью школьники воспользуются только раз.
Рособрнадзор предупреждает, что первая оценка будет аннулирована в любом случае, даже если выпускник получит на пересдаче более низкий балл. А «двухсоставные» экзамены по иностранным языкам придется пересдавать полностью — сохранить хорошую оценку за письменную или устную части не получится.
В Рособрнадзоре добавили, что говорить о расширении возможности пересдавать ЕГЭ до нескольких предметов пока «преждевременно». Разумеется, поправка президента о пересдаче повлияет на расписание экзаменов: ведь выпускники должны получить все результаты ЕГЭ к началу приема в вузы.
А сегодня в Госдуму внесен еще один законопроект, который предусматривает альтернативу ЕГЭ — выпускные экзамены и далее вступительные в вуз, как это было раньше.
В пояснительной записке к законопроекту, которая есть в распоряжении редакции, в частности говорится: «С каждым годом наблюдается увеличение количества суицидов среди подростков, сдающих ЕГЭ. Так, в 2023 году случаи зафиксированы в Брянской и Забайкальской областях, где несколько выпускников умерли вследствие самоубийства сразу после обнародования результатов ЕГЭ».
«НИ» связались с инициатором и одним из авторов законопроекта — главой комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым. Он пояснил свою инициативу так:
«ЕГЭ не проверяет всю глубину знаний, и тому, кто так считает, мы предлагаем альтернативу — выпускные экзамены в классическом формате. А потом — вступительные в вуз с учетом достижений на выпускных. ЕГЭ в его нынешнем виде — это колоссальный стресс, он сказывается как на здоровье детей и родителей, так и на подготовке по специальной схеме, которая требует дополнительных немалых затрат. Это неполноценный механизм контроля знаний, это расстройства и различные заболевания. Мы надеемся, что рано или поздно тот вредный механизм, который мучает детей, будет скорректирован».
Одновременно депутат поддержал поправку президента о праве пересдачи одного экзамена по выбору, если изначальная попытка оказалась неудачной.
ЕГЭ действительно в последнее время — источник негативных эмоций для многих. Как показало расследование «НИ», сегодня родители столичных школьников в среднем тратят на подготовку к ЕГЭ от 250 тысяч рублей, но суммы могут достигать 500 000 рублей и больше. Это связано с тем, что в Москве существует большое количество частных школ, цены в которых начинаются от 50 000 рублей в месяц, а также — развитый рынок репетиторских услуг.
Опросы общественного мнения — тоже против ЕГЭ. 63% россиян отрицательно относятся к единому государственному экзамену и считают, что его следует отменить. В поддержку ЕГЭ высказались 17% опрошенных. Противников ЕГЭ больше среди респондентов старше 45 лет (73%). Среди родителей 10- и 11-классников 78% хотят отмены ЕГЭ. О преимуществах единого государственного экзамена говорит лишь каждый шестой (17%).
Учителя критикуют ЕГЭ реже, и тут скорее всего сказалось решение президента дать возможность выпускникам пересдать один из экзаменов в том же году на свой выбор.
Что касается отмены ЕГЭ, фракция ЛДПР уже вносила такой законопроект до этого, но принят он не был. Значительную роль сыграло и то, что учительское сообщество выступило за сохранение ЕГЭ, и в этом была определенная логика.
«Альтернатива ЕГЭ на сегодня уже есть, это олимпиады, по результатам которых ребенок может быть зачислен в вуз, — заявил „НИ“ директор школы № 109 Москвы, доктор педагогических наук Евгений Ямбург. — Пересдача одного ЕГЭ — это гуманная и мягкая мера. Ведь могут сказаться волнение и стресс, ребенок может не проявить себя. Но ЕГЭ на сегодня — это „медицинский факт“, предложение его отменить — это популизм. Я полвека в образовании и не хочу вернуться к тем временам, когда мне звонили и просили „внимательно отнестись“ к работе определенного ученика, то есть процветал блат. ЕГЭ это исключает. Сейчас ЕГЭ дает право поступать в 3 или 4 вуза сразу, при сдаче вступительных экзаменов это будет не возможно».
При этом академик РАО Евгений Ямбург не отрицает несовершенство ЕГЭ, но считает, что этот экзамен все же меняется в лучшую сторону с каждым годом.
«Я помню времена, когда ЕГЭ был „угадайкой“: надо было выбрать правильный ответ из 3-х. Были и анекдотические. Например: „Онегин любил Татьяну, не любил Татьяну, когда как“. Сейчас в рамках ЕГЭ надо написать эссе, которое требует достаточно глубоких знаний. Введено и сочинение. Отмена ЕГЭ приведет к еще большему стрессу среди учеников: ведь им придется сдавать двойные экзамены: выпускные и в вуз. Для детской психики это тяжело», — резюмировал академик Евгений Ямбург.
Учителя, опрошенные «НИ», также высказывали опасение, что отмена ЕГЭ и введение вступительных приведет к взяткам и кумовству при поступлении.
«За вступительные экзамены ратует московская профессура, нам говорят: „Приходите на курсы подготовки, мы вам поможем поступить“. Но это на самом деле — немалые траты для родителей. Когда в вузы сдавали экзамены, было много несправедливости. Так, в вузе, где я учился, к ректору могли прийти и решить за деньги или как-то еще вопросы с не поступившими абитуриентами. К ЕГЭ сегодня безусловно много вопросов, но решать их должно профессиональное сообщество», — заявил «НИ» учитель истории и обществознания из Павловского района Нижегородской области Дмитрий Казаков.
В правительстве также считают, что вопрос о будущем ЕГЭ должны решать профессионалы. Как известно, там дали отрицательный отзыв на полную отмену ЕГЭ. В качестве одного из главных аргументов в правительстве выдвинули следующий: «С отменой ЕГЭ фактически упраздняется система совмещения выпускных экзаменов и вступительных экзаменов, что приведет к снижению доступности высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей. Кроме того, предлагаемые изменения не позволят обеспечить единую систему оценки качества образования».
Отмены ЕГЭ на сегодня ждать, видимо, не приходится. Но вот его изменения, кажется, вполне назрели и уже начались.