Posted 6 марта, 13:24

Published 6 марта, 13:24

Modified 6 марта, 13:26

Updated 6 марта, 13:26

Николай Кульбака: «Высокоскоростная дорога Москва-Петербург не окупится никогда»

6 марта 2024, 13:24
Экономист подсчитал, в какой срок теоретически окупятся триллионные расходы, вложенные в высокоскоростную ж/д магистраль между двумя столицами России. По задумке проектировщиков, новая ветка протяженностью в 680 км позволит домчаться из Петербурга в Москву за 2,5 часа — быстрее, чем на «Сапсане».

Анна Снежина

Экономист Николай Кульбака произвел расчеты окупаемости новой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.

Стоимость ее строительства была озвучена ранее в стратегии развития инфраструктуры до 2030 года, подготовленной аппаратом вице-премьера Марата Хуснуллина: 2 триллиона рублей.

Николай Кульбака напомнил, что за год Сапсаны перевозят около 5,5 миллионов человек.

«Давайте увеличим даже этот поток до 10 миллионов пассажиров в год. Возьмем цену за билет большую, чем она есть сейчас в обычный день. Пускай это будет 5 тысяч рублей. Тогда выручка за год составит 50 миллиардов рублей. Даже в этом случае, только для того, чтобы получить из выручки эти два триллиона, понадобится 40 лет. Но реально прибыль будет намного ниже, так что срок окупаемости проекта можно смело закладывать лет в 200-300, если не больше, особенно если заложить в расчеты коэффициент дисконтирования. Фактически, это означает, что новая дорога не окупится НИКОГДА!» — подсчитал Николай Кульбака.

Напомним, строительство четырех дорог, принципиально одобренное Владимиром Путиным в августе 2023 года, включая пилотную ВСМ Москва—Петербург, но без упомянутых президентом путей до Луганска и Донецка, обойдется бюджету пойти в 11 триллионов рублей.

Всего 4370 км ВСМ должны дать прирост бюджетных доходов на 15,1 трлн рублей и ВВП на 35,2 трлн рублей, указано в стратегии. Общий же пассажиропоток, по оценкам правительства, должен составить 64,7 млн человек в год. Впрочем, эксперты полагают, что высокоскоростная магистраль Москва—Минск при планируемом пассажиропотоке в 3,8 млн человек нежизнеспособна, а магистрали в Адлер и Екатеринбург проигрывют авиатранспорту. Дорога Москва-Петербург, выходит, глубоко убыточна.

Справка: Николай Кульбака — кандидат экономических наук, финансовый аналитик, работал в РАНХиГС и других вузах России. Член International Society for Ecological Economics. Автор книг и статей по региональной экономике, экономической истории, транспортной логистике и истории транспорта.