Анна Скудаева
По данным омбудсмена Татьяны Потяевой, «серой» зарплатой довольствуются порядка 54% мигрантов.
«В частности, таким способом получают выплаты 57,2% граждан Таджикистана, 58,2% выходцев из Узбекистана и 34,9% граждан Кыргызстана», − приводит слова Татьяны Потяевой РАПСИ.
Большинство живущих в Москве мигрантов из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана живут «на птичьих правах»: они не платят налоги и незаконно получают регистрацию.
Сегодня собственное жилье в столице имеют лишь 4% мигрантов. Остальные вынуждены снимать квадратные метры и ютиться в очень стесненных условиях, поскольку ради экономии на оплате аренды вынуждены кооперироваться с земляками и друзьями.
Несмотря на высокие риски для здоровья в такой скученности, приезжие не торопятся проходить своевременную профилактическую диспансеризацию, а к врачам каждый второй обращается только в том случае, когда здоровье уже настолько резко ухудшилось, что поправить его самостоятельно не удается.
Омбудсмен указала, что ситуация с доступом к медицине у большинства мигрантов плачевная: сегодня платная медстраховка есть только у 3% опрошенных.
Ситуация с образованием — не лучше. Приезжая в Россию, выходцы из стран ближнего зарубежья в 90% случаев не стремятся повышать свою профессиональную подготовку в колледже.
По мнению экспертов, у сложившейся ситуации множество причин, и одна из них — недостаточные усилия государства по работе с приезжими.
Как рассказала «НИ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева, сейчас власти часто высказывают мнение, что нам нужны не все мигранты, а только те, которые имеют определенную квалификацию и образование, хорошо владеют русским языком, с уважением относятся к законам и нормам поведения в российском обществе и т. п.
«Это правильный посыл, но квалифицированные мигранты имеют альтернативы и всё реже выбирают Россию как страну для жизни и работы», — отмечает эксперт.
По ее наблюдениям, сейчас существенно сократился приток мигрантов в Россию из всех стран ближнего зарубежья, за исключением Таджикистана, при этом острый дефицит кадров в России сохраняется.
«Многие работодатели про этом вполне заинтересованы и в низкоквалифицированных работниках-мигрантах, согласных на ненормированный рабочий день и тяжелый физический труд, например, на стройках, в сельском хозяйстве, в ЖКХ, на дорожных работах и т. п. Выплата „серой“ зарплаты тоже выгодна работодателям, т. к. избавляет от необходимости платить налоги и страховые взносы», — констатирует Елена Киселева.
По мнению аналитика, вряд ли стоит ожидать, что мигранты массово по собственной инициативе будут стремиться влиться в российское общество, станут самостоятельно овладевать русским языком, повышать свою профподготовку в учебных заведениях, проходить диспансеризацию и следить за здоровьем.
«Эти люди в основном приезжают, чтобы просто заработать денег и повысить свой уровень жизни, удовлетворить базовые потребности своей семьи в еде, одежде, жилище. Развитие человеческого капитала для них в большинстве случаев явно не приоритетная задача», — считает эксперт.
Социологи полагают, что предпринимаемые на сегодняшний день государством усилия по интеграции мигрантов в российское общество пока явно недостаточны, нужна выработка новых мер.
«Пока же скорее есть намерение ужесточать миграционную политику, выдвигать новые требования и ограничения для мигрантов. Не исключено, что в ответ на это мигранты будут искать обходные пути и ещё больше замыкаться в своих национальных сообществах», — считает Елена Киселева.
Как полагают авторы исследования, проведенного на территории Москвы среди 900 совершеннолетних трудовых мигрантов из Средней Азии, главным препятствием для легализации мигрантов является морально устаревшая система регистрации, модернизация которой на протяжении последних трех десятилетий не дала ощутимых практические результатов.
Как полагают авторы соцопросов, большую часть проблем с легализацией и адаптацией трудовых мигрантов можно решать административными путями. Например, необходимо подробнее информировать приезжих об их правах и обязанностях, в том числе через ММЦ, через видеоролики, размещенные в социальных сетях, в аэропортах и в самолетах.