Posted 5 марта, 10:56
Published 5 марта, 10:56
Modified 5 марта, 12:41
Updated 5 марта, 12:41
Ирина Мишина
Последний инцидент произошел с самолетом Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия», которая входит в группу «Аэрофлот. Самолет вылетел из Петербурга в Челябинск. Командир доложил об отказе левого двигателя над Вологодской областью, и в итоге экипаж принял решение вернуться в петербургский аэропорт Пулково.
Инциденты с системами двигателей для авиакомпании стали уже привычным делом: у «России» они происходили 4, 8, 13, 18 и 26 января, а также 15 февраля. По числу поломок «Россия» опережает S7, которая имела проблемы с двигателем 27, 29 и 30 января. После этих случаев руководство компании S7 вызвали на экстренное совещание в Росавиацию.
Всего с начала года у самолетов российских авиакомпаний 20 раз возникали проблемы с двигателями. Достаточно вспомнить резонансный инцидент с самолетом Boeing 737-800 в Улан-Удэ 29 января. У самолета Airbus A-320 (Омск-Москва) произошла поломка правого двигателя. На борту находилось более 170 человек. Boeing 737-800 так и не оторвался от земли из-за помпажа двух двигателей. Также не состоялся рейс S7 из Москвы в Анталью. Boeing 737-800 прервал взлет все по той же причине.
В чем причины столь частых отказов двигателей?
Основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков отмечает, что поломки случаются чаще всего с двигателями Sukhoi Superjet 100. И самый большой парк этих самолетов в авиакомпании «Россия».
«У „России“ около 80-и бортов Sukhoi Superjet, оттого и такое большое число авиаинцидентов у этом компании. Двигатель этого самолета был капризным и до введения санкций, а сейчас и вовсе стал сдавать. Этот двигатель — совместное производство с французами. Чаще всего проблемы возникают с камерой сгорания. Там возникают трещины, которые ведут к дефектам. Ремонтировать их в России мы еще не научились. А новый Sukhoi Superjet в России по программе импортозамещения появится еще не скоро. Эта программа смещается на 2026-й год, но по моим прогнозам — на 2028-й», — рассказал «НИ» Андрей Патраков.
Sukhoi Superjet — новые самолеты, поэтому в них, судя по всему, будут и новые двигатели. На тех, что уже летают, не рассматривается замена старых двигателей на новые.
И без того напряженную ситуацию с двигателями буквально каждую неделю подогревают данные о росте авиапроисшествий в стране. Американский журнал Newsweek опубликовал материал, в котором говорилось, что количество аварий пассажирских лайнеров в России после введения западных санкций выросло в три раза. 60 инцидентов — только с сентября по декабрь 2023 года.
Наиболее частые причины аварий — возгорания двигателей, экстренные посадки, неисправности и другие технические проблемы, из-за которых воздушным судам приходилось менять запланированные маршруты.
Между тем России приходится искать пути для обхода санкций. Воздушные суда ремонтируются внутри страны, либо посылаются для проведения ремонтных работ за рубеж. К примеру, в апреле 2023 года «Аэрофлот» впервые отправил на обслуживание в Иран широкофюзеляжный лайнер Airbus A330-300. При этом специалисты отмечают, что срок выполнения заказа в исламской республике составляет в среднем полгода вместо стандартного одного месяца.
Чаще всего аварии происходят с двигателями самолетов Sukhoi Superjet. Сейчас в России «на крыле» около 100 таких самолетов. Все мы помним и про резонансные авиакатастрофы с этими самолетами. Достаточно вспомнить 5 мая 2019 года, когда авиалайнер Sukhoi Superjet 100, выполнявший плановый полет по маршруту Москва- Мурманск, через 27 минут после взлёта был вынужден вернуться в аэропорт вылета из-за технических неполадок на борту. Во время грубой посадки лайнер получил повреждения, возник пожар, погиб 41 человек.
Новые отказы двигателей заставляют задуматься о перспективах эксплуатации таких самолетов.
«За прошлый год выведены из эксплуатации до 50 самолетов Sukhoi Superjet. Одни остановили, другие разобрали на детали. Если так пойдет и дальше, парк этих самолетов может вообще встать, если не будет импортозамещения», — считает авиаэксперт Андрей Патраков.
Возникает естественный вопрос: а будут ли безопасными полеты на самолетах с такими несовершенными двигателями?
«Полеты действительно становятся небезопасными. Вся иностранная техника, которая у нас эксплуатируется, в принципе становится не безопасной. Но в любом самолете есть два двигателя, поэтому, если один откажет, самолет может продолжать полет на втором. Отказов таких стало безусловно больше, потому что нет сопровождения от оригинального разработчика. Риски повысились и после введения санкций. Хотя и без этого статистика по авиаинцидентам не лучшая в мире», — считает основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков.
Сейчас правительственная комиссия выдает разрешения на вывоз самолетов и двигателей за рубеж на ремонт, так что можно чинить моторы в дружественных странах.
«Но возможности для ремонта двигателей есть и в России. Объединенная двигателестроительная корпорация, которая совместно с французами делала двигатель для Sukhoi Superjet-100, осваивает ремонт модулей мотора, за которые отвечали французы. Удалось импортозаместить некоторые детали и узлы, которые ранее закупали за рубежом — например, свечи зажигания. Наконец, нами освоен ремонт самого массового в мировой гражданской авиации двигателя CFM-56. Правда, пока мы делаем не все 100% операций, но постепенно осваиваем все новые работы», — пояснил «НИ» исполнительный директор агентства АвиаПорт Олег Пантелеев.
Эксперт также считает, что отказ одного двигателя — не приговор для современных двухдвигательных самолетов.
«В такой ситуации лайнер может благополучно продолжить полет и безопасно приземлиться в ближайшем аэропорту», — пояснил «НИ» Олег Пантелеев.
Что касается полностью импортозамещенных российских самолетов, как стало известно, в январе 2025 года «Аэрофлот» получит первые пять обновленных ТУ-214, доработанных по требованиям авиакомпании. Их двигатели мы уже сможем ремонтировать сами.