Posted 4 марта, 12:36
Published 4 марта, 12:36
Modified 4 марта, 14:37
Updated 4 марта, 14:37
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Для москвички, владелицы кроссовера BAIC U5 Plus страдания начались через полтора месяца после покупки новенькой, с иголочки китайской машины. Случилось все, что не должно было случиться: сначала отказала система кругового обзора. После починки в автосервисе на Новой Риге в фирменном салоне «сдохла» мультимедиа. Потом перестала действовать функция открытия машины с ключа. И напоследок на BAIC U5 Plus треснуло лобовое стекло.
В Интернете множатся видео о поломках китайских машин. Видео об отломавшейся педали газа на китайском кроссовере Changan в морозы и вовсе стало легендарным. «Сказать, что я в шоке — не сказать ничего!» — говорит владелица, чуть не плача, и показывает ту самую педаль — оказалось, что китайские производители сделали ее из пластика. На морозе минус 25 пластик стал хрупким, как стекло. Хозяйка только поправила коврик под водительским сиденьем, и вот, пожалуйста: в руках осталась пластмассовая палочка, бывшая педалью.
С ростом числа китайских машин на российских дорогах стремительно увеличилось и число отказов, и как следствие, выросли очереди на их ремонт. Стоимость ремонта «китайцев» в Петербурге выросла на четверть, а ремонтные мощности расписаны на недели вперед.
Александр Казаченко, вице-президент АСА (Автомобильная сервисная ассоциация) и сам владелец автосервисов, напоминает, что совсем недавно было объявлено об отзыве сразу нескольких моделей:
— В сервисах сейчас идёт большая компания по отзыву по нескольким производителям. Порядка 40 тысяч автомобилей. Там проблемы с проводкой. У нашего партнёра одна машина сгорела из-за этого. Очереди, скорее всего, по гарантии.
Однако проблемы с китайцами начались не вчера. Еще прошлой осенью в России поток машин, требующих ремонта, сильно увеличился. Неисправных китайских автомобилей не старше 4 лет прибавилось на 35%. Чаще всего ломались Chery, Lifan, Geely, но и «рабочие лошадки» китайского автопрома Haval, Changan и JAC тоже требовали внимания автомехаников.
С наступлением зимы ситуация только обострилась.
Максим — автоэлектрик в Калужской области. Он не берет «китайцев» на гарантии, но своими глазами увидел, как с наступлением морозов в стране началась настоящая беда.
— Телефон обрывали, шквал. Автомобили вообще не заводились, на морозе всё глючило, — делится автомеханик воспоминаниями о «горячей» китайской зиме с «НИ».
У «китайцев» есть свои «родовые» болячки. Качество покраски — ниже нижнего, а с электрикой — беда-беда:
— Я — электрик. Могу сказать, что качество контактных соединений, качество самих проводов… такое чувство, что это просто железные провода, которые обмазали медью. Беда у них. Куча электрики, всё электронное, всё глючит.
Помимо электрики, изделия китайского автопрома оказались слишком «нежными» и по части краски, и по части жестянки, и по подвеске.
«В стране производителя, где используют тонкий лакокрасочный слой, нет таких проблем с перепадами температур, как в России, такого количества реагентов, щебенки, которая может прилетать в автомобиль. Поэтому у них оно не страдает, как у нас», — рассказал гендиректор Larte Design Дмитрий Полунин.
Еще одна особенность китайских машин в том, что крыша на многих моделях неоцинкованная, говорят в салонах, специализирующихся на продаже Chery, Exeed, GAC Motor, OMODA, Changan, FAW и Skywel.
Машины из Поднебесной плохо переносят русскую зиму и еще хуже — российские дороги. Именно поэтому китайские машины не могут работать в такси — проблемы с амортизаторами начинаются уже на 20 тысячах км. Если учесть, что средний годовой пробег жителей больших российских городов составляет 40 тысяч, то можно с уверенностью сказать, что число обращений в сервисы по поводу амортизаторов, гнутых рычагов и прочих «радостей» вырастет еще больше.
Только в редких сервисах на китайские машины есть все запчасти, это и приводит к очередям. Игорь Иванов, вице-президент САО РЕСО-Гарантия, признает:
— Пока количество запчастей на складах у дилеров, которые продают китайские автомобили ещё очень ограничено. Машины продаются быстрее, их проще завезти и продать, чем создать под них базу запчастей. Поэтому возникают проблемы с доставкой запчастей, как и по европейским моделям. Приходится ждать или переплачивать за их доставку. Это тоже отражается на цене ремонта.
Страховщики хотя и говорят о росте обращений, но справедливо указывают на то, что сравнивать последние данные о ремонтах не с чем. До 2023 года китайских машин в России практически не было. После того, как из страны ушли европейские и японские производители, рынок переключился на китайскую альтернативу.
В 2023 году в Россию было ввезено больше миллиона машин из Китая, из них чуть больше 700 тысяч — новых. По сравнению с 2022 годом, продажи в сегменте новых машин взлетели в 3,7 раза, а подержанных — в полтора раза. Этим объясняется, почему ремонта ждут более 2 месяцев, говорит Игорь Иванов, вице-президент САО РЕСО-Гарантия:
— Речь идёт о том, что раньше у нас в стране было мало китайских автомобилей. Теперь — много. Поэтому если сравнивать ноль или почти ноль с тем, что сейчас — какой-то рост большой есть. Но количество и размер выплат по страховым случаям, связанным с китайскими автомобилями, в первую очередь, объясняется тем, что просто стало больше китайских машин на дорогах. Они попадают в ДТП и ремонтируются. Абсолютные цифры ни о чём не говорят, надо ориентироваться на относительные.
На «земле» настроение по поводу «китайцев» не такое радужное. Механики говорят, что машины «сырые», и понадобятся годы, чтобы довести их до уровня, который будет приемлем для покупателей. Максим не собирается переходить на ремонт «китайцев»:
— Форумы читаешь, смотришь — народ мучается. Короче, я с ними стараюсь не связываться.Откровенно говоря, машины сырые. Хоть красивые, но по сравнению с европейцами — сырые ещё.
Об этом говорят данные рейтинга надежности, в которых изделия китайского автопрома проигрывают другим мировых маркам. Американская рейтинговая компания J.D. Power единственная, включившая «китайцев» в общие рейтинги, у остальных данных надежности по Chery and Co. нет. Тем не менее, даже новые «китайцы» уступают по надежности именитым производителям.
Вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко вспоминает, как на российский рынок заходили корейские машины, и проблем с ними было так же много:
— Помните, когда у нас корейские автомобили заходили на рынок, к ним тоже все относились скептически. Хотели немцев, японцев, американцев, а про корейцев говорили — фигня какая-то. Потом люди покатались, распробовали. Машины были дешевле, их стали брать. На тот момент, когда у нас был огромный выбор любых марок, у нас китайцев практически не было. Были единичные салоны, поэтому люди туда не шли. А теперь шансов нет. В ближайшие десять лет будем владельцами китайского автопрома.
А иного выхода у российских автолюбителей не осталось. Поскольку альтернативы нет, то и цена на китайские машины, и их ремонт будут расти.
Новые машины из Поднебесной в 2023 году стали дороже на 11%, по сравнению с 2022 годом, подержанные — в два раза до 1 миллиона 800 тысяч. Соответственно, дорожало и обслуживание — на 27%. Такой рост только инфляцией не объяснишь. Скорее, это отсутствие конкуренции на рынке. Но с этим по геполитическим соображениям ничего сделать нельзя.