Ирина Мишина
История врача из Судана Абдельмалика Арифа Абдаллы уже обошла соцсети.
Отношение к работе африканских специалистов у людей разное, но уже невозможно не признать факт: их становится в поликлиниках все больше. По данным «НИ» из медицинских источников, из африканских стран, в частности из Судана, врачи массово едут в Россию по нескольким причинам: в Судане — война, а у местных медиков на руках- российские дипломы, которые даже и подтверждать не надо.
С другой стороны, в России — острая нехватка врачей. В связи с этой нехваткой правительство предприняло шаги по привлечению врачей из других стран. В рамках этой интеграции Абделмалик Мохамед Ариф Абдалла из Судана и начал работать терапевтом в подмосковном Лыткарино. Можно предположить, что число приехавших из-за рубежа докторов в России будет увеличиваться.
Дефицит медицинских работников сегодня в России остается серьезным: не хватает 25-30 тысяч врачей и более 50 тысяч медсестер и фельдшеров. То есть у нас на одну тысячу населения приходится только 3,7 врача — это на 20% меньше, чем в Германии, и на треть меньше, чем, например, в Австрии или Норвегии.
А если говорить о среднем медицинском звене — в последние 10 лет количество медсестер только сокращалось. К тому же зарплата у врачей оставляет желать лучшего — некоторые берут по 2 ставки, чтобы сводить концы с концами. Вот и получается, что из регионов врачи едут в Москву, а в регионах ряды врачей пополняют медики из африканских стран.
Так, в Твери лучшим детским нейрохирургом признали врача из Камеруна Леона Нганкама. Он давно работает в местной районной больнице.
История Абделмалика Мохамеда Арифа Абдаллы из Судана во многом типична. Он родом из многодетной семьи Судана. На родине у него остался отец — предприниматель средней руки, мать-домохозяйка и девять братьев и сестер. Кога решали, какую профессию выбрать Абделматику, выбор пал на Мордовский государственный университет. Обучение там стоит не так дорого, как в Сорбонне или МГУ. Специальность выбрали на семейном совете — врач. Так девять лет назад Абделмалик стал студентом по специальности «лечебное дело».
Абделматик рассказывает, что очень долго учил русский язык, жил в общежитии. Когда же пришло время окончания учебы, в Судане началась гражданская война. Поэтому Абделмалик попросился оставить его в России, чтобы работать тут терапевтом. О дефиците врачей в наших поликлиниках он знал и решил, что должен принять участие в решении этой проблемы. Выбрал поликлинику N 2 в Лыткарино.
Когда он пришел работать в подмосковную поликлинику, ситуация с кадрами была аховой. Врачей не хватало, особенно терапевтов. Пришел новый главврач, и вакансии стали заполняться. Из 20 рабочих мест сейчас всего 15 занято. Так что удивляться врачу из Судана не стоит…
Живет Абделмалик в Печатниках, снимает там квартиру вместе с друзьями. В Москве у него друзья, которые учатся в РУДН. Несколько раз к нему приезжали родители. По словам Абделмалика, отношения с пациентами складываются у него нормально.
И все же эта история оставляет множество вопросов. В частности, почему врачей-мигрантов становится всё больше? Обладают ли приезжие специалисты достаточным образованием, чтобы лечить людей?
Так или иначе, выходцев из африканских государств в белых халатах можно заметить в некоторых российских учреждениях здравоохранения не в единственном числе. Что дальше? Где наши отечественные врачи? Или их выпускники не идут работать в государственные больницы и поликлиники, предпочитая частные?
«Я считаю, что у нас есть свои традиции, своя научная школа в медицине. Ведь медицина — это культура прежде всего. Человек другой культуры едва ли сможет хорошо понять нашего пациента. Опять же существуют языковые нюансы, которые не всегда поймет человек другой страны, тем более такой отдаленной. Работа врача не исчерпывается только академическими знаниями. В медицине могут работать люди с высоким уровнем понимания других людей. Если африканские врачи начнут лечить наших пациентов массово — я не считаю такое решение нормальным», — заявил «НИ» руководитель Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
Российские врачи тоже без энтузиазма восприняли новость, что в поликлиниках им придется работать бок о бок со специалистами из Африки.
«Наши пациенты лучше понимают тех, с кем совпадает ментальность. Часто нашему пациенту, особенно в районной поликлинике, надо просто поговорить с врачом. И я не уверен, что африканец поймет все нюансы психологии русской бабушки. Человеку с другой ментальностью будет сложно», — считает доктор медицинских наук Денис Иванов.
Вместе с тем, в соцсетях люди расценивают работу доктора из Африки достаточно толерантно, исходя из того, что главное — это знания и профессионализм.
— «Всë равно, какой нации врач… Было б правильное лечение. Моей знакомой год назад в Туле врач хирург то ли Узбекистана, то ли из Таджикистана перелом руки хотел вылечить примочками хлорогекседина», — пишет пользователь Ольга Демирел.
— «Врач, это призвание, а не национальность! Не важно какой национальности врачи, если они специалисты своего дела, то врач и в Африке врач!» — резюмирует пользователь под ником Инкогнито.