Posted 1 марта, 06:35

Published 1 марта, 06:35

Modified 1 марта, 10:03

Updated 1 марта, 10:03

В Минюсте предложили ввести миллионные штрафы для коллекторов за третирование должников звонками

Коллекторов начнут штрафовать за слёзы должников: что теперь можно, а что запрещено

1 марта 2024, 06:35
Фото: 1MI
В Минюсте предложили ввести миллионные штрафы для коллекторов за третирование должников звонками
Минюст подготовил законопроект, вводящий крупные штрафы за излишнюю назойливость и нарушение правил общения коллекторов с должниками. «Новые Известия» изучили, что будет можно коллекторским агентствам, а какие методы их работы попадут под запрет.
Сюжет
Банки

Анна Скудаева

Пишите письма

Как следует из текста законопроекта, поправки вносятся в кодекс об административных правонарушениях (КоАП). За допущенные нарушения коллекторов-физлиц хотят штрафовать на 50-500 тысяч рублей, должностных лиц — на суммы от 100 тысяч до 1 млн и подвергать дисквалификации, а штрафы для юрлиц составят до 2 миллионов рублей.

По данным «Известий», документ затронет не только коллекторские агентства и их сотрудников, но также упоминает банки и микрофинансовые организации (МФО).

Работы коллекторам в России в последнее время прибавилось: количество просроченных долгов растет, как снежный ком. По данным ФССП, за 2023 год число исполнительных производств по взысканию долгов в пользу банков выросло с 20,1 до 24,6 млн. А общая сумма долгов, подлежащих взысканию с граждан в пользу банков, увеличилась с 3,04 до 3,26 трлн рублей. Рост за год превысил 200 млрд! Для сравнения: в 2018 году объем долгов составлял всего 2,54 млрд, а количество производств было втрое ниже, чем сейчас — 7,9 млн.

Поводом для разработки механизма наказаний для взыскателей за недозволенные методы воздействия на граждан стали изменения в закон о коллекторах, вступившие в силу с 1 февраля 2024 года.

Суть нововведений состоит в том, что законодатель ограничил круг лиц, уполномоченных общаться с должниками. Закон запрещает требовать возврата долга с граждан, которые признаны банкротами или их долги находятся в процессе реструктуризации.

«Терроризировать звонками с требованием погасить долг также нельзя инвалидов I группы, недееспособных лиц и людей, находящихся на лечении в стационаре», — пояснила «НИ» юрист Анна Смирнова.

Ограничения для остальных должников выглядят следующим образом. Коллекторы имеют право беспокоить гражданина в будние дни только с 8:00 до 22:00, а в выходные и праздники — с 9:00 до 20:00. По закону, коллекторы не должны совершать не более двух звонков в неделю и восьми в месяц.

Что касается отправки текстовых и голосовых сообщений, то их может быть не более двух в стуки, четырех в неделю и 16 в месяц.

Если должник не хочет, чтобы его беспокоили звонками и бомбардировали СМС-сообщениями, он может направить в коллекторское агентство письменное заявление о запрете телефонных переговоров и личных встреч. Если такое письмо поступит, то коллекторы смогут извещать гражданина о долгах только в письменной форме.

Сесть за назойливость

Пожалуй, самым главным моментом закона стало появление для коллекторов уголовной ответственности за неподобающее поведение по отношению к должникам.

Депутаты Госдумы ввели в Уголовный кодекс статью 172.4, которая предусматривает ответственность за возврат долгов граждан посредством применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а также распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство должника или его близких.

Действия коллекторов считаются преступлением даже в тех случаях, когда до реального насилия дело не дошло: достаточно одних угроз.

Шантаж и распространение ложных сведений о должнике чреваты для коллекторов лишением свободы на срок до 5 лет. Если угрозы должнику или его близким высказывает группа лиц; если коллекторы применяют неопасное для жизни насилие или уничтожают либо повреждают имущество, то срок заключения увеличивается до 7 лет. Если же «выбиванием» долгов занимается организованная группа, которая применяет опасное для жизни и здоровья насилие, то срок заключения для виновных может составить до 10 лет.

Примечательно, что идею полностью запретить работу коллекторов в службе судебных приставов не одобрили.

«Коллекторы выпили всю кровь»

Ранее в СМИ неоднократно появлялись жалобы на неправомерные действия коллекторов, которые подстерегали своих жертв на улице, расписывали угрозами стены подъездов и двери квартир, и даже не гнушались тем, что пытались физически уничтожить должников.

Вопиющий случай произошел в 2016 году в Ульяновске, где коллектор, пытался выбить долг у пенсионера, взявшего у банка 4 тысяч рублей и не сумевшего вовремя отдать. Налетчик швырнул в окно частного дома, где жил должник, бутылку с зажигательной смесью. «Коктейль Молотова» попал в детскую кроватку, где спал двухлетний внук пенсионера. Малыш серьезно пострадал: его экстренно госпитализировали со страшными ожогами: тельце мальчика превратилось в кусок обугленного мяса.

Юристу из Костромы Сергею Шкаликову «повезло» чуть больше: его третировали только психологически. Но он сумел взять реванш и отсудить у банка крупную сумму за моральный вред, нанесенный слишком частыми звонками коллекторов. Взыскатели бомбардировали костромича звонками ежедневно, пытаясь «повлиять» на него с тем, чтобы заставить его заплатить чужой долг.

«Звонки поступали постоянно: во время работы и отдыха, и в тот момент, когда костромич находился за рулем. Всего на момент составления иска он насчитал более 80 звонков с 36 телефонных номеров, закрепленных за банком», — сообщили в суде.

Примечательно, что сам юрист банку ничего не задолжал: ранее он подал в кредитную организацию заявление о реструктуризации долга в интересах одной из своих доверительниц, не являясь при этом ни должником, ни поручителем. На бланке документа он опрометчиво оставил свои контактные данные, за что и поплатился своим спокойствием.

«Злоупотребив предоставленной информацией, сотрудники банка каждое утро, начиная с 8:05, задают истцу одни и те же вопросы и требования: „Вам знакома должница? Позовите ее! Как часто вы с ней встречаетесь? Вы передали ей наше требование о погашении долга?“» — рассказали в суде.

Юрист заявил, что из-за назойливости банковских коллекторов вся его работа оказалась парализована на несколько месяцев. Как только он блокировал один телефонный номер коллекторов, те немедленно звонили ему с нового.

При этом возражений о том, что никаких финансовых полномочий, кроме решения вопроса о реструктуризации долга доверительницы, у юриста не было, в банке не принимали и продолжали звонить.

От перенесенного стресса костромич заболел и попал в стационар. Врачи установили, что причиной ухудшения самочувствия пациента стал стресс от непрекращающихся звонков кредиторов. Выписавшись, Сергей Шкаликов решил потребовать от коллекторов компенсации морального вреда.

В свое оправдание работники банка заявили, что проявляли назойливость и не отставали от жертвы потому, что юрист в телефонных беседах над ними «тоже издевался».

«Это якобы выразилось в том, что когда они спросили меня, какой телефон у моей доверительницы, я в одном из разговоров ответил: „красненький“», — рассказал в беседе с «НИ» Сергей Шкаликов.

Устав от домогательств излишне назойливых банкиров, юрист обратился в суд, который встал на его сторону. В качестве компенсации морального вреда за несколько месяцев незаконных преследований с банка в его пользу взыскали 85 тысяч рублей.

Если предложенный Минюстом законопроект примут, то помимо компенсации морального вреда должникам излишне назойливые коллекторы начнут платить миллионные штрафы и в доход государства.

"