Posted 28 февраля, 13:40
Published 28 февраля, 13:40
Modified 29 февраля, 15:22
Updated 29 февраля, 15:22
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Решение о введении запрета на экспорт бензина с 1 марта 2024 года проводилось без публичного обсуждения. По всей видимости, правительству надоело вести дискуссии с многочисленными лоббистами отрасли или ликвидировать последствия роста цен на топливо из года в год.
Доцент финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов говорит:
— Для того, чтобы не доводить до этого кризиса, для того, чтобы не начинался рост цен сначала на оптовом рынке, а потом в рознице, правительство заранее предупреждает компании: мы настроены серьезно, мы даже не будем колебаться, если потребуется ввести ограничения по отправке за рубеж, что и произошло. Тем более, сейчас приближаются выборы, и это понятно, и тем более, что ни коим образом нельзя допустить разгона цен на бензоколонках. Отсюда вот такая мера.
Помимо начала посевной, которая традиционно гонит цены на солярку и все топливо ввысь, и весенних плановых ремонтов НПЗ, в этом году на нефтяном рынке появились новые факторы, которые сокращают предложение внутри страны, говорит руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев:
— Вывод в ремонт установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ привёл к тому, что мы потеряли предложение 200 тысяч тонн автобензина в месяц. Это чуть больше 5% от доступного ресурса. Исходя из этого, возникает первая проблема — баланс напряжённый.
В нашей стране объёмы нефтепереработки даже превышают американские, и вообще-то есть избыточные мощности, говорят эксперты. В год российские НПЗ перерабатывают 275-280 миллионов тонн нефти. 60% потребляется на внутреннем рынке.
Обычно на экспорт направляется 10% -15% произведенного топлива, а в летние месяцы — 5% -10%. В прошлом году экспорт был очень высоким. Поэтому правительство решило ввести физический запрет на вывоз бензина. Весь ресурс пойдёт на внутренний рынок.
Помимо прямых продаж зарубеж, в последние два года трейдеры активно распространяли серые схемы, покупая бензин по низкой цене на внутреннем рынке и реэкспортируя его по высоким ценам.
— У нас цены внутри страны на оптовом рынке не очень высокие. НПЗ сейчас даже с выплатами по демпферу, если сравнивать выплаты по демпферу и те цены, которые есть на внутреннем рынке и сравнивать поставки на экспорт, экспортные поставки могут быть выгоднее. Разрыв достаточно серьёзный, достигает 60 тысяч рублей на тонну. Понятно, что многое зависит от местоположения, но для НПЗ экспортные поставки выгодны, — объясняет Сергей Кондратьев.
Если на оптовые цены формируются на рыночных условиях, розница в России давно и прочно управляется в ручном режиме. Это закрепилось после топливного кризиса 2023 года, и правительство не собирается ничего менять.
Если в регионе работают вертикально-интегрированные компании, они сами сдерживают рост цен на бензин и дизель, не давая топливу повышаться в цене быстрее инфляции. Иногда они даже уходят в минус. Для сетевых региональных продавцов топлива это не выход из положения. Они не допущены до экспорта, где сейчас самая высокая маржа, поэтому запрет или не запрет, там цены будут повышаться, говорит эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов:
— Крупные компании будут придерживаться инфляции, поскольку именно их касается запрет на экспорт. А небольшие компании — им все равно, будет запрет или нет, у них совершенно другие проблемы — они вынуждены обеспечивать себе хотя бы минимальную маржу. И когда у них не остается никаких других вариантов, то им нужно либо банкротиться, либо не бояться ФАС и повышать цены. Но это долго не работает. Мы видели, что многие сети и отдельные бензоколонки разоряются, и происходит их вымывание с рынка.
Общее фискальное давление на нефтяные компании также усиливается, отмечают на рынке. Налоговая нагрузка на российских нефтяников самая высокая в стране. Сейчас нефтяные компании платят 78% всей выручки государству в виде налогов и тарифов.
— Мы не можем ждать от нефтяников, что они бесконечно будут поддерживать внутренний рынок, что они будут поддерживать добычу, что они будут поддерживать внеэкономические цены на бензин. Они будут это делать, но за счет того, что сами будут слабеть. Поэтому эту ситуацию надо менять, — считает Валерий Андрианов.
В прошлом году эксперты критиковали правительство за то, что оно предпочло ручное управление отраслью рыночному. Речь шла о демпфере. Его сократили вдвое, и тогда все, кто в нашей стране торгует нефтью и нефтепродуктами, ринулись продавать продукцию на экспорт.
Нефтяников можно понять — это успешные компании, которые зарабатывают для своих акционеров дивиденды. Одних рыночных мер — вернуть демпфер в 2023 году не хватило, и тогда пришел запрет на дизель. Почему же не сработал рынок?
— Проблема в привлекательности поставок на экспорт, даже несмотря на выплаты по демпферу. Это значит, что для того, чтобы сбалансировать ситуацию, если мы не вводим запрет на экспорт, надо тогда согласиться с тем, что оптовые цены будут сильно расти. А через какое-то время вырастут и цены в рознице. Это произойдёт не сразу, через месяц-два, — объясняет Сергей Кондратьев.
На такой риск правительство пойти не может, поэтому в этом году власти решили повторить удачный опыт. Этот шаг сдержит рост цен, и тогда топливо будет расти на уровне общей инфляции, говорит Валерий Андрианов:
— Произошло не как в прошлые годы, когда правительство только реагировало на случившееся. Поэтому если рост цен будет, то только на уровне общей инфляции. Это нормально, ведь не может такого быть, что вокруг все цены растут, а цены на бензин стоят как вкопанные.
И вот здесь начинается самое интересное. Согласно прогнозу властей, инфляция в 2024 году составит около 4,5%. Если сейчас АИ-95 в Москве стоит 60 рублей за литр, то к осени его цена поднимется к 63 рублям. Однако экономисты считают, что запланированный инфляционный уровень удержать не удастся. Тогда цена за литр будет стремиться к 65 рублям. Запрет действует полгода, вот тогда по осени мы и сможем посчитать «цыплят».