Posted 28 февраля, 11:31

Published 28 февраля, 11:31

Modified 28 февраля, 11:33

Updated 28 февраля, 11:33

Просто геолокация: как ЦРУ отслеживала передвижения Владимира Путина

28 февраля 2024, 11:31
Американские спецслужбы сумели превратить рекламный инструмент в эффективный способ слежки за любым человеком, включая президентов.

Игорь Злобин

О том, как американцы пытались отслеживать передвижения Путина, сообщает издание Wired, журналисты которого прочитали книгу бывшего журналиста Wall Street Journal Байрона Тау.

Разработал программу слежки американский технолог Майк Йигли, профессионально занимавшийся изучением деловых возможностей такой важной функции любого современного смартфона, как геолокация.

Каждому владельцу телефона iPhone или Android компания Apple или Google предоставляет якобы «анонимный» рекламный идентификатор. Этот номер используется для отслеживания наших реальных перемещений, поведения в Интернете, приложений, которые мы устанавливаем на свой телефон, и многого другого.

Геолокация: скрыться от нее некуда

В эту систему крупнейшие корпорации Америки вложили миллиарды долларов. Столкнувшись с коммерчески доступным хранилищем данных, столь богатым и подробным, правительства мира все чаще открывают свои кошельки, чтобы скупить эту информацию у всех, а не взломать ее или получить ее по секретным распоряжениям суда.

Вот как это работает. Представьте себе женщину по имени Марсела. У нее есть телефон Google Pixel с установленным приложением Weather Channel. Выходя на пробежку, она видит пасмурное небо. Итак, Марсела открывает приложение, чтобы проверить, обещает ли прогноз дождь.

Нажав на синюю иконку Weather Channel, Марсела запускает невероятную цифровую активность, направленную на предоставление ей персонализированной рекламы — миллиарды мобильных устройств и компьютеров уведомляют централизованный сервер всякий раз, когда у них есть открытое рекламное пространство.

Во мгновение ока и даже еще быстрее приложение Weather Channel передает массу данных этому обмену рекламой, включая IP-адрес телефона Марселы, версию Android, на которой он работает, ее оператора связи, а также массив технических данных о том, как телефон настроен, вплоть до какого разрешения выставлено разрешение экрана.

Самое ценное из всего, что приложение передает точные GPS-координаты телефона Марселы и псевдонимный рекламный идентификационный номер, присвоенный ей Google, который называется AAID. (На устройствах Apple это называется IDFA.)

От слежки — к многомиллиардному бизнесу

Именно поэтому, геолокация, по убеждению Йигли, и является самой ценной частью коммерческих данных, передаваемых с этих устройств, поскольку знание движения телефонов превратилось уже в многомиллиардную индустрию, которую можно использовать для доставки таргетированной рекламы в зависимости от местоположения, например, для сети ресторанов, которая хочет показывать таргетированную рекламу людям поблизости.

Эту функцию можно применить для измерения поведения потребителей и эффективности рекламы. Сколько людей увидели рекламу и позже посетили магазин? Аналитику можно использовать для планирования и принятия инвестиционных решений. Где лучше всего разместить новый магазин? Будет ли достаточно пешеходов для поддержания такого бизнеса? Увеличится или уменьшится количество людей, посещающих определенного ритейлера в этом месяце, и что это означает для цены акций ритейлера?

Но далеко не только коммерция здесь важна, а и политика. Работой Йигли заинтересовалось ЦРУ. Американская разведка хотела создать программное обеспечение, которое могло бы анализировать и понимать географическое перемещение людей и предметов, чтобы, к примеру, иметь возможность понимать ситуации, когда, скажем, два человека пытались скрыть, что они путешествуют вместе.

И не только. К примеру, в наборе данных, с помощью которых отслеживаются перемещения мобильных телефонов в декабре 2015 года, в сирийском городе Алеппо в разгар войны в этой стране значилось 168 786 мобильных устройств, то есть можно было увидеть перемещение беженцев по всему миру.

Именно это оказалось переломным моментом. Реклама больше не была уже просто способом продажи продукции; это был способ заглянуть в привычки и распорядок дня миллиардов людей. «Мобильные устройства — это спасательный круг для всех, даже для беженцев», — говорил Йигли.

За Путиным следили по его персоналу

В 2016 году он обратился в компанию под названием PlanetRisk — один из тысяч крошечных стартапов, связанных с правительством США. Эта компания связывала бизнес и правительство, создавая продукты, призванные помочь клиентам понять относительную опасность предпринимательства в различных точках по всему миру. Например, компания, которая хотела открыть магазин или офис в какой-нибудь точке мира, могла бы обратиться к PlanetRisk для анализа данных о преступности, гражданских беспорядках и экстремальных погодных условиях.

Принеся с собой государственное финансирование, Йигли занял там должность вице-президента по продажам и развитию бизнеса, чтобы предлагать свою технологию различным правительственным учреждениям. Тогда же компанией была разработана технология под названием Locomotive для отслеживания смартфонов с использованием коммерческих данных.

Они поняли, что с помощью «Локомотива» можно отслеживать и мировых лидеров. В частности, получив набор данных о России, команда Йигли поняла, что может отслеживать телефоны в окружении президента России Владимира Путина. Телефоны перемещались повсюду, где бы Путин ни находился. При этом наблюдаемые с помощью «Локомотива» устройства самому президенту не принадлежали:

«Как полагала (команда PlanetRisk), устройства принадлежали водителям, сотрудникам службы безопасности, политическим советникам и другому вспомогательному персоналу». Таким образом, издание утверждает, что компания «знала, куда направляется Путин и кто находится в его окружении».

Хотя «Локомотив» был закрытым проектом, предназначенным для использования правительством, его данные были доступны для покупки любому, кто мог придумать правдоподобное оправдание. Для китайского или российского правительства не составит труда получить такого рода данные, создав подставную компанию с прикрытием, как это сделал Майк Йигли, пишет издание.

Если вы когда-либо давали приложению погоды разрешение знать, где вы находитесь, есть большая вероятность, что журнал ваших точных движений был сохранен в каком-то банке данных, к которому имеют доступ десятки тысяч совершенно незнакомых людей. В том числе и спецслужбы.

Затем «Локомотив» был переименован в VISR, что означает «Виртуальный интеллект, наблюдение и разведка». Он используется, как часть межведомственной программы разведывательным сообществом и спецслужбами США в качестве инструмента для поиска потенциальных клиентов, хотя сегодня VISR является лишь одним продуктом среди других, которые продают данные рекламных технологий спецслужбам.