Posted 28 февраля, 18:23
Published 28 февраля, 18:23
Modified 28 февраля, 18:25
Updated 28 февраля, 18:25
Мария Соколова
Власти серьёзно озадачились вопросом цен на такси: Михаил Мишустин поручил ФАС взять на особый контроль ценообразование на услуги такси, сама ФАС двумя днями ранее потребовала от «Яндекс Такси» раскрыть алгоритмы, формирующие тарифы (после 300 жалоб, полученных за 2023 год иного выхода не оставалось).
А депутаты Госдумы внесли поправки в законопроект о локализации машин для такси. Законодатели больше не требуют пересадить всех таксистов на по-настоящему отечественные машины — реализовать такое предложение слишком сложно и дорого.
Инициативы есть, но снижения цен они не гарантируют: возможность наживаться на пассажирах всё равно остаётся. Но кто именно получает основной гонорар?
В такси есть три основных статьи расхода: это труд водителя, оплата автомобиля и услуги агрегатора, который помогает пассажирам и водителям найти друг друга.
В первую очередь свою долю получает агрегатор. В большинстве случаев это «Яндекс Такси». ФАС официально признала, что «Яндекс» занимает доминирующее положение на рынке, поэтому будем ориентироваться на их тарифы.
При поездках по самым популярным тарифам «Эконом», «Комфорт», «Минивэн» и «Детский», агрегатор возьмёт себе 18% от стоимости поездки. При поездке в «Комфорт+» — 20,47%, в «Бизнесе» — 24%, в «Премьере» и «Элите» — 20%. Ещё сервис возьмёт 5,5 рублей с каждой поездки за программное обеспечение. Немало, но большая часть суммы всё равно остаётся у водителя.
Выходит, что все деньги гребут лопатой водители? Не совсем. Здесь хватает своих нюансов.
Бывший автожурналист, а ныне таксист Антон Максимов рассказывает, что доходы у водителей примерно одинаковые и не зависят от машины.
— У «желтков» (водители машин в специальной раскраске — прим.ред.) доход плюс-минус одинаковый вне зависимости от класса (Эконом, Комфорт, Комфорт+). Но Эконом носится как угорелый, огромное количество пассажиров, которых и в общественный транспорт пускать нельзя. Комфорт+ — это вальяжное перемещение с прекрасными по большей части пассажирами. Комфорт — золотая середина, вот его и катаю.
И работать приходится немало. Официальные данные от управляющей компании в сфере транспортных услуг «ГТК-Холдинг» говорят, что большинство водителей (65%) работают стандартные 8 часов в сутки, 13% водителей довольствуются сменой по 6-7 часов, и только 15% таксистов сидят за баранкой 8-12 часов.
Антон Максимов такого оптимизма не разделяет
— Чтобы что-то заработать, водитель должен висеть на линии по 12–14 часов.
Водители вынуждены платить за автомобиль, его содержание и обслуживание. Максимов отмечает, что 5000 рублей хватает, чтобы заправить машину на 3 смены. За месяц на бензин уйдёт порядка 35 тыс. рублей.
Покупка собственного автомобиля для такси в большом городе — затея сомнительная. Машины дорогие, а изнашиваются быстро. Таксопарки как юридические лица после покупки машины могут рассчитывать на возврат НДС (20% от стоимости) и учесть в своих финансовых показателях расходы на оплату лизинга, сэкономив на налоге на прибыль (ещё 20% от стоимости).
Поэтому самый популярный вариант — это аренда машины в таксопарке. По данным «ГТК-Холдинг», весной 2023 года средняя дневная выручка водителя составляла 5600 рублей, из них 60-65% уходит на топливо и аренду автомобиля. В итоге водитель за смену получает порядка 2000 рублей. Не похоже на золотые горы. Зато понятно, почему некоторые таксисты стремятся оставаться за рулём как можно дольше и возят пассажиров сильно уставшими.
Таксопарки, несмотря, на возможность экономии на налогах, тоже получают машины не задаром. Эту экономию съедает прибыль лизинговой компании. Даже поверхностные рекламные расчёты показывают, что лизинговая компания в итоге берёт себе порядка 50% от стоимости машины.
Представим, что вы заказали недолгую поездку по Москве в тарифе «Комфорт+». За вами приехал водитель на Chery Tiggo 7 Plus стоимостью в рознице примерно 3 млн рублей. Такая поездка обошлась в 1000 рублей.
210,2 рублей из них сразу получит «Яндекс Такси», 276,4 рублей (до уплаты налогов) получит водитель, 513,4 уйдут на оплату автомобиля. По словам Антона Максимова, выполнять более 16 заказов в Москве за смену сложно просто физически. При такой загрузке бензин на каждый заказ обойдётся в среднем в 104,2 рубля. Таксопарку остаётся 409,2 рубля. Если машина взята в лизинг на 3 года (на больший срок в такси сложно рассчитывать) без первоначального взноса, то 366,8 рублей таксопарк отдаст лизинговой компании. Из них 110 рублей — прибыль лизинговой компании.
Как выясняется, водители в золоте не купаются — к ним вопросов нет. А вот наценка лизингодателя и комиссия «Яндекс Такси» формирует почти треть тарифа. Четверть тарифа — стоимость самого автомобиля. И если раньше предприниматели могли рассчитывать на льготный лизинг с господдержкой (хоть иногда, пока не исчерпаны лимиты), то теперь такой возможности нет — Минпромторг исключил легковые автомобили из программы льготного лизинга.
Поэтому платить придётся всё больше, а водители по-прежнему будут уставшими из-за попыток хоть что-то заработать.