День Х для ЖКХ: у 80% лифтов в стране заканчивается ресурс. Что дальше?

28 февраля, 10:37
Более 100 тысяч лифтов в российском жилом фонде нуждаются в замене. Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза, лифты, которые уже отслужили 25 лет, нужно заменить до 15 февраля 2025 года, то есть за этот год. После этой даты их нельзя будет эксплуатировать.Как обезопасить людей?

Ирина Мишина

На Общественном совете при Минтрансе прозвучали пугающие цифры. По словам замминистра строительства Алексея Ересько, 78% лифтов в российском жилом фонде нужно срочно менять. Он уточнил, что всего в стране 545 тыс. лифтов, больше двух третей из них подлежит замене.

Аварии с лифтами будут продолжаться

Как сообщили «НИ» в Национальном лифтовом союзе, из 545 тысяч лифтов, находящихся сейчас в эксплуатации в стране, замене подлежат 100 тысяч. Замена лифтов должна быть завершена к февралю 2025 года согласно Техническому регламенту Таможенного союза. Вообще, предельная дата была установлена изначально до 2020 года, но Таможенный союз продлил сроки. Больше тянуть нельзя. Но в Национальном лифтовом союзе сильно усомнились, что к началу 2025 года лифтовики смогут выполнить все свои обязательства.

В Минстрое на последнем совещании озвучили цифру: стоимость одного лифта — от 3 до 5 миллионов рублей. А заменить по стране за этот год надо 100 тысяч лифтов. 300 миллиардов на их замену взять неоткуда. Минфин, как известно, в субсидиях отказал. Прямого финансирования из бюджета тоже не обещают. В общем, ситуация безвыходная.

В среднем в России в год происходит около 30-40 аварий в лифтах, при этом погибают 10-15 человек, травмируется — 30-40. Это очень относительная статистика, но она дает представление о масштабах проблемы.

Лифт — вообще источник страхов многих людей. Некоторые даже признаются, что им снятся кошмары про лифт: он падает, застревает, с огромной скоростью несется вниз. Эти страхи нельзя назвать необоснованными, особенно в последние годы, когда дома строят быстро и не всегда качественно. Падение лифта может быть связано не только с его неисправностями, но и с проблемами дома.

За последние пять лет в России произошло более 330 несчастных случаев, связанных с лифтами при передвижении граждан на лифтах. Среди них есть и очень серьезные происшествия: по данным Национального лифтового союза, с 2018 года в них погибли более 129 человек. Чтобы справиться с этой проблемой, правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за безопасностью лифтов. Но печальные ЧП продолжают происходить.

Из хроники происшествий последнего времени. Самые резонансные случаи — в жилых домах:

— Лифт с подростком сорвался с 11-го этажа в Москве, в Краснодаре кабина рухнула с восьмого этажа, в Казани лифт тоже сорвался с высоты и остановился между первым и вторым этажами, сильно напугав людей. Нельзя себя чувствовать в безопасности и в крупных учреждениях и торговых центрах. Так, в Самаре кабина слетела в торговом центре, в Перми в шахту упал лифт крупной больницы с 12 пациентами в кабине.

«Нищие собственники квартир во всем виноваты»

Ситуация с лифтами сродни той, которая творится этой зимой с трубами в коммунальном хозяйстве страны. Судя по всему, это хозяйство тоже начинает сыпаться и разваливаться. Только речь идет о прямой, непосредственной опасности для жизни и здоровья людей.

Аварии стали настолько серьезными, что люди в соцсетях организуют специальные обсуждения этой темы.

Марина Ельцова пишет: «Это все нищие собственники квартир, даешь деприватизацию и ЖКХ от 35 000р!»

— «А где деньги собственников на капремонт? Это же миллиарды. Опять стырили. Прокуратура не хочет проверить правильность расходования и списания денежных средств в известном фонде??? Там очень много фактов мошенничества», — замечает пользователь под ником Планета.

В Национальном лифтовом союзе оптимизма тоже не высказывают.

«Уложиться в отведенный срок до февраля 2025 года мы точно не успеем, надо продлевать сроки, или ставить вопрос о частичном субсидировании из бюджета. Но на ремонт лифтов всего потребуется более 200 миллиардов, явно нам такие средства не выделят, поэтому надо искать другие схемы. Тут есть вина и регионов, заменять лифты должны были каждый год по схеме, но с этим тянули, в результате мы выбились из графиков. Сейчас заменять будет сложно, потому что запчасти к лифтам — импортные, вся электроника из Юго-Восточной Азии, это означает параллельный импорт и дорогая логистика, плюс стройматериалы все подорожали», — рассказал «НИ» первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

— «Выход вероятнее всего — в программе, которая стимулирует накопление денег на специальном счете. Фонд капитального ремонта или конкретный дом берет кредит на лифт, а затем в течение нескольких лет копит деньги на спецсчете и таким образом рассчитывается», — резюмировал Алексей Захаров.

«Задумчивые» российские лифты

Ситуация с лифтами — серьезнее некуда, ведь речь идет о жизни и безопасности людей. В период с января по ноябрь 2023 года в России выпустили 24,9 тысячи лифтов. Но загрузка лифтовых заводов в РФ неполная. Это связано с тем, что застройщики зачастую выбирают азиатское оборудование и не перешли на полноценное обеспечение новостроек российскими лифтами. Хотя российские лифты, по отзывам, далеко не лучшие, к ним очень много нареканий.

Так, мастер по лифтовому оборудованию под ником Alex tro пишет в соцсетях:

«Имел как- то опыт пользования нашим отечественным лифтом. Они очень задумчивые. Послали как- то в командировку, лампочки менять. Зашёл в этот лифт, еду в нём с одной женщиной, приехали на этаж… И встали. Я думал всё, застряли. А она говорит „не переживайте, он у нас задумчивый“. И правда, спустя какое то время двери стали медленно открываться. Это при том, что в тех домах, где я работаю, лифты все OTIS, и они работают шустро. Хотя, судя по шильдикам, модели 2000 годов… А эти наши вроде свежие… Но словно из 50-х… Даром что двери сами закрываются и открываются, а то я бы не удивился что надо в ручную».

1MI

И все же лифты менять необходимо.

Накопить на лифт можно в «общем котле» или на спецсчетах

Сейчас замена и ремонт лифтов возможны по двум схемам.

«Первая — это так называемый „общий котел“, когда несколько домов или целый регион копят общими усилиями деньги в Фонде капремонта на замену лифтов, а меняют их по мере износа там, где лифты нуждаются в замене в первую очередь. Вторая схема — так называемые спецсчета. Как правило, эта схема действует в бывших кооперативах, в домах ЖСК, где все жильцы — собственники. Подрядчик или производитель лифтового оборудования берет в банке кредит, а собственники жилья потом за счет своих средств помогают его погасить. Но, как правило, это позволяет поменять в доме не все лифты, а только один. Вообще, лифтовики напрямую работают только с собственниками жилья. В некоторых регионах целиком действует система „общий котел“ — например, в Москве», — рассказала «НИ» председатель комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская.

В Национальном лифтовом союзе нам сообщили, что в Москве и Петербурге ситуация с заменой лифтов обстоит относительно нормально за счет достаточно высоких взносов на капремонт. А вот в регионах, где эта сумма ниже, все совсем печально. Так, в Москве минимальная ставка за капремонт — одна из самых высоких в РФ и составляет 25,58 руб. за 1 кв. м в месяц. В среднем по стране эта сумма составляет 10,12 ₽, и этого, как считают эксперты, очень мало.

«Сейчас уже всем понятно, что сроки замены лифтов будут перенесены. На общественном Совете Минстроя прозвучала новая дата — до 2030 года. Неисправные лифты будут в домах попросту отключать. Где взять новые лифты? Либо в Фонде капремонта из так называемого „общего котла“, либо копить на спецсчетах, либо в регионах проводить программы софинансирования с региональными бюджетами. Эта программа работает, только за 2023 год в рамках этой программы было потрачено в регионах до 12 миллиардов рублей. Но для начала надо было бы просто отменить НДС на производителей лифтов», — заявила «НИ» зампред комитета по ЖКХ и строительству Светлана Разворотнева.

Из самых вероятных мер для замены лифтов — либо увеличении взносов на капремонт, либо софинансирование с государственным и региональным бюджетом. При этом вопрос надо решать быстро и на государственном уровне, потому что речь о жизни и безопасности миллионов людей.

#Общество #Аварии с лифтами #Безопасность #Финансирование #Замена лифтов #Ремонт лифтов #Лифты #Жилой фонд #Минстрой #Технический регламент Таможенного союза
Подпишитесь