Posted 28 февраля, 07:37
Published 28 февраля, 07:37
Modified 28 февраля, 07:39
Updated 28 февраля, 07:39
Ирина Мишина
На Общественном совете при Минтрансе прозвучали пугающие цифры. По словам замминистра строительства Алексея Ересько, 78% лифтов в российском жилом фонде нужно срочно менять. Он уточнил, что всего в стране 545 тыс. лифтов, больше двух третей из них подлежит замене.
Как сообщили «НИ» в Национальном лифтовом союзе, из 545 тысяч лифтов, находящихся сейчас в эксплуатации в стране, замене подлежат 100 тысяч. Замена лифтов должна быть завершена к февралю 2025 года согласно Техническому регламенту Таможенного союза. Вообще, предельная дата была установлена изначально до 2020 года, но Таможенный союз продлил сроки. Больше тянуть нельзя. Но в Национальном лифтовом союзе сильно усомнились, что к началу 2025 года лифтовики смогут выполнить все свои обязательства.
В Минстрое на последнем совещании озвучили цифру: стоимость одного лифта — от 3 до 5 миллионов рублей. А заменить по стране за этот год надо 100 тысяч лифтов. 300 миллиардов на их замену взять неоткуда. Минфин, как известно, в субсидиях отказал. Прямого финансирования из бюджета тоже не обещают. В общем, ситуация безвыходная.
В среднем в России в год происходит около 30-40 аварий в лифтах, при этом погибают 10-15 человек, травмируется — 30-40. Это очень относительная статистика, но она дает представление о масштабах проблемы.
Лифт — вообще источник страхов многих людей. Некоторые даже признаются, что им снятся кошмары про лифт: он падает, застревает, с огромной скоростью несется вниз. Эти страхи нельзя назвать необоснованными, особенно в последние годы, когда дома строят быстро и не всегда качественно. Падение лифта может быть связано не только с его неисправностями, но и с проблемами дома.
За последние пять лет в России произошло более 330 несчастных случаев, связанных с лифтами при передвижении граждан на лифтах. Среди них есть и очень серьезные происшествия: по данным Национального лифтового союза, с 2018 года в них погибли более 129 человек. Чтобы справиться с этой проблемой, правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за безопасностью лифтов. Но печальные ЧП продолжают происходить.
Из хроники происшествий последнего времени. Самые резонансные случаи — в жилых домах:
— Лифт с подростком сорвался с 11-го этажа в Москве, в Краснодаре кабина рухнула с восьмого этажа, в Казани лифт тоже сорвался с высоты и остановился между первым и вторым этажами, сильно напугав людей. Нельзя себя чувствовать в безопасности и в крупных учреждениях и торговых центрах. Так, в Самаре кабина слетела в торговом центре, в Перми в шахту упал лифт крупной больницы с 12 пациентами в кабине.
Ситуация с лифтами сродни той, которая творится этой зимой с трубами в коммунальном хозяйстве страны. Судя по всему, это хозяйство тоже начинает сыпаться и разваливаться. Только речь идет о прямой, непосредственной опасности для жизни и здоровья людей.
Аварии стали настолько серьезными, что люди в соцсетях организуют специальные обсуждения этой темы.
Марина Ельцова пишет: «Это все нищие собственники квартир, даешь деприватизацию и ЖКХ от 35 000р!»
— «А где деньги собственников на капремонт? Это же миллиарды. Опять стырили. Прокуратура не хочет проверить правильность расходования и списания денежных средств в известном фонде??? Там очень много фактов мошенничества», — замечает пользователь под ником Планета.
В Национальном лифтовом союзе оптимизма тоже не высказывают.
«Уложиться в отведенный срок до февраля 2025 года мы точно не успеем, надо продлевать сроки, или ставить вопрос о частичном субсидировании из бюджета. Но на ремонт лифтов всего потребуется более 200 миллиардов, явно нам такие средства не выделят, поэтому надо искать другие схемы. Тут есть вина и регионов, заменять лифты должны были каждый год по схеме, но с этим тянули, в результате мы выбились из графиков. Сейчас заменять будет сложно, потому что запчасти к лифтам — импортные, вся электроника из Юго-Восточной Азии, это означает параллельный импорт и дорогая логистика, плюс стройматериалы все подорожали», — рассказал «НИ» первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.
— «Выход вероятнее всего — в программе, которая стимулирует накопление денег на специальном счете. Фонд капитального ремонта или конкретный дом берет кредит на лифт, а затем в течение нескольких лет копит деньги на спецсчете и таким образом рассчитывается», — резюмировал Алексей Захаров.
Ситуация с лифтами — серьезнее некуда, ведь речь идет о жизни и безопасности людей. В период с января по ноябрь 2023 года в России выпустили 24,9 тысячи лифтов. Но загрузка лифтовых заводов в РФ неполная. Это связано с тем, что застройщики зачастую выбирают азиатское оборудование и не перешли на полноценное обеспечение новостроек российскими лифтами. Хотя российские лифты, по отзывам, далеко не лучшие, к ним очень много нареканий.
Так, мастер по лифтовому оборудованию под ником Alex tro пишет в соцсетях:
«Имел как- то опыт пользования нашим отечественным лифтом. Они очень задумчивые. Послали как- то в командировку, лампочки менять. Зашёл в этот лифт, еду в нём с одной женщиной, приехали на этаж… И встали. Я думал всё, застряли. А она говорит „не переживайте, он у нас задумчивый“. И правда, спустя какое то время двери стали медленно открываться. Это при том, что в тех домах, где я работаю, лифты все OTIS, и они работают шустро. Хотя, судя по шильдикам, модели 2000 годов… А эти наши вроде свежие… Но словно из 50-х… Даром что двери сами закрываются и открываются, а то я бы не удивился что надо в ручную».
И все же лифты менять необходимо.
Сейчас замена и ремонт лифтов возможны по двум схемам.
«Первая — это так называемый „общий котел“, когда несколько домов или целый регион копят общими усилиями деньги в Фонде капремонта на замену лифтов, а меняют их по мере износа там, где лифты нуждаются в замене в первую очередь. Вторая схема — так называемые спецсчета. Как правило, эта схема действует в бывших кооперативах, в домах ЖСК, где все жильцы — собственники. Подрядчик или производитель лифтового оборудования берет в банке кредит, а собственники жилья потом за счет своих средств помогают его погасить. Но, как правило, это позволяет поменять в доме не все лифты, а только один. Вообще, лифтовики напрямую работают только с собственниками жилья. В некоторых регионах целиком действует система „общий котел“ — например, в Москве», — рассказала «НИ» председатель комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская.
В Национальном лифтовом союзе нам сообщили, что в Москве и Петербурге ситуация с заменой лифтов обстоит относительно нормально за счет достаточно высоких взносов на капремонт. А вот в регионах, где эта сумма ниже, все совсем печально. Так, в Москве минимальная ставка за капремонт — одна из самых высоких в РФ и составляет 25,58 руб. за 1 кв. м в месяц. В среднем по стране эта сумма составляет 10,12 ₽, и этого, как считают эксперты, очень мало.
«Сейчас уже всем понятно, что сроки замены лифтов будут перенесены. На общественном Совете Минстроя прозвучала новая дата — до 2030 года. Неисправные лифты будут в домах попросту отключать. Где взять новые лифты? Либо в Фонде капремонта из так называемого „общего котла“, либо копить на спецсчетах, либо в регионах проводить программы софинансирования с региональными бюджетами. Эта программа работает, только за 2023 год в рамках этой программы было потрачено в регионах до 12 миллиардов рублей. Но для начала надо было бы просто отменить НДС на производителей лифтов», — заявила «НИ» зампред комитета по ЖКХ и строительству Светлана Разворотнева.
Из самых вероятных мер для замены лифтов — либо увеличении взносов на капремонт, либо софинансирование с государственным и региональным бюджетом. При этом вопрос надо решать быстро и на государственном уровне, потому что речь о жизни и безопасности миллионов людей.