Ирина Мишина
Глава МИД Швейцарии сообщил, что на сегодня существует около 10 мирных планов по урегулированию ситуации в Украине, но шесть или семь из них являются публичными, а остальные пока засекречены.
«Мы, естественно, говорим о мирном плане… Зеленского из 10 пунктов, но на самом деле есть другие планы, которые не являются публичными, а некоторые все еще остаются секретными», — заявил глава швейцарского МИД.
По словам Кассиса, сейчас процесс находится в «хрупком равновесии», поскольку без России мира не будет, и надо найти подход, который ее заинтересует, считает глава швейцарского МИД. Он счел, что Россия вряд ли примет участие в первой мирной конференции, и пояснил: для поиска этого пути и была проведена встреча с российским коллегой Сергеем Лавровым, который сообщил об открытости для серьезных предложений.
«Но вот являются ли серьезные предложения для России приемлемыми для других? В этом весь вопрос и проблема», — подчеркнул Кассис.
По словам главы швейцарского МИД, «США необходимы и заинтересованы в участии». «Нужно будет подумать, как согласовать их участие с внутренней политикой. БРИКС — это плюс, потому что конференция, проводимая только Западом, не вызвала бы большого интереса. Мы проведем эту конференцию только в том случае, если нам удастся охватить широкий подход», — уточнил дипломат. Но при этом он не упомянул и не выделил Россию, говоря о БРИКС.
До этого стало известно, что швейцарский президент Виола Амхерд сообщила: Владимир Зеленский попросил организовать мирный саммит по Украине для утверждения украинской «формулы мира». При этом глава МИД Швейцарии Иньяцио Кассис считает, что альтернативы участию России в мирном урегулировании конфликта в Украине нет, и проведение мирной конференции без РФ невозможно.
Российский МИД и руководство страны неоднократно заявляли, что готовы к переговорам, однако Киев на законодательном уровне ввел запрет на них. Ранее в Кремле заявляли, что предпосылок для перехода ситуации в Украине в мирное русло сейчас нет, абсолютным приоритетом для России является достижение целей спецоперации, на данный момент это возможно только военным путем.
Проблематичным видится и диалог России со Швейцарией. Глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече с главой МИД Швейцарии Иньяцио Кассисом в январе подчеркнул, что Россия при выстраивании двусторонних отношений учитывает отход Берна от принципов нейтралитета и его поддержку Киева.
Швейцария не является членом ЕС и НАТО, однако Берн присоединился почти ко всем европейским санкциям против РФ с 24 февраля 2022 года. Берн заблокировал частные российские активы на сумму 8,8 миллиарда долларов в рамках санкций.
Швейцарский банк Credit Suisse заблокировал или заморозил более трети российских активов, зарегистрированных в Швейцарии — 17,6 миллиарда франков (свыше 19,7 миллиарда долларов). Правительство Швейцарии также сообщило, что в стране заблокированы около 7,4 миллиарда швейцарских франков активов российского Центробанка (около 8,45 миллиарда долларов) и что Берн готов принять участие в международных дискуссиях по вопросу конфискации замороженных активов российского ЦБ и государства.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова в феврале заявила, что потенциал Швейцарии как «честного брокера» при урегулировании конфликтов исчерпал себя для РФ.
По мнению политологов, на сегодня предпосылок для мирной конференции нет.
«Мирный план без участия и согласования двух сторон невозможен, сначала перед серьезными переговорами проходит согласование позиций в закрытом формате, но сейчас этого нет. Россия неоднократно заявляла, что „план Зеленского“ неприемлем, поскольку он подразумевает помимо полного вывода войск еще и возврат новых территорий и выплату репараций. На все это Россия, разумеется, не пойдет, надо быть политическими реалистами», — заявил «НИ» политолог Александр Кынев.
Другие эксперты высказывают мнение о том, что конференция состоится, но без России.
«Есть разные планы, разные позиции, но нет точек соприкосновения с Россией. Ни один из планов не признает присоединение к РФ новых территорий. Так что пока тупик. А территориальный вопрос должен быть в центре конференции, потому что все понимают: Украина будет со временем и к ЕС, и, а НАТО, так что проблема только в территориях. Но Россия не готова это обсуждать. Также многое будет зависеть от боевых действий и их результатов. Что касается конференции, она, вероятно, состоится, но без России», — считает политолог Юлий Нисневич.