Ирина Мишина
Изначально сообщалось о трех китайских банках, которые прекращают принимать платежи из подсанкционных российских кредитных организаций. Такие ограничения ввели Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и Bank of China. Однако, чуть позже РИА Новости со ссылкой на представителя Bank of China проинформировали, что этот банк по-прежнему принимает платежи от российских компаний как в рублях, так и в юанях.
С начала года неоднократно сообщалось об отказах банков в Турции и ОАЭ работать с российскими организациями. Если вопрос не решить, возникнут серьезные проблемы с импортом, предупреждали эксперты. Но время шло, а проблема не решалась.
«На сегодня Commercial Bank of China и China Construction Bank отклоняют все платежи, поступающие от санкционных финорганизаций, вне зависимости от того, через какую систему они идут — европейскую SWIFT, российскую СПФС или китайскую CIPS», — рассказал «НИ» источник в банковской сфере. Отказы китайская сторона объясняет внутренней политикой компании. По словам нашего источника, ограничения банки на самом деле ввели еще раньше.
Председатель правления Ассоциации участников рынка платежных услуг «Национальный платежный совет» («НПС») Александр Линников сообщил «НИ»: «Ведущие банки даже из так называемых дружественных стран воздерживаются от открытия счетов российским клиентам и перестают пропускать платежи. Причина в том, что китайские и ближневосточные кредитные организации опасаются введения вторичных санкций США из-за взаимодействия с подсанкционными банками и компаниями из РФ».
Каких конкретно товаров могут коснуться принятые китайскими банками меры?
«Конкретных секторов нет. Эти два банка осуществляли платежи по огромному объему товаров, поставляемых в РФ, они не специализировались на каких-то особых», — сообщил «НИ» политолог Андрей Суздальцев.
Это подтверждает и доктор экономических наук Андрей Нечаев:
«Какие конкретно товары шли через эти банки, вам никто не скажет, потому что это коммерческая тайна. Но Китай остается крупнейшим российским торговым партнером на сегодня. Исходя из того, что два упомянутых банка — крупнейшие в Китае, удар по нашей торговле может быть достаточно чувствительным. Проблем добавляет и то, что расчет между нашими странами идет в национальных валютах, то есть в юанях. Новых партнеров будет найти непросто».
Вообще, торговля между Россией и Китаем в последнее время развивается по нарастающей, и в этой связи какие-то ограничения со стороны банков выглядят достаточно странно. Так, в 2023 году торговый оборот России и Китая увеличился на 26,3%, до $240,11 млрд. Это рекордный показатель. За прошедший год экспорт из Китая в Россию увеличился на 46,9% и составил около $110,97 млрд. Российский экспорт в Китай по сравнению с 2022-м вырос на 12,7%, достигнув $129,13 млрд.
Насколько серьезно то, что два китайских банка перестанут работать с российскими клиентами и на каких товарах это отразится? В Российской торгово-промышленной палате отказались называть конкретные структуры, торгующие с Китаем, поскольку это является коммерческой тайной, но при этом заметили, что товарооборот касается самого широкого перечня товаров — от электроники до продуктов питания.
«Из Китая мы везем практически все — от автомобилей до товаров народного потребления и продуктов питания. Машины, электроника, много запчастей для сельскохозяйственной техники и машинокомплекты. Памела в магазине — это тоже из Китая. Детские товары — в основном китайские. Из-за опасения подпасть под вторичные санкции банки перестанут принимать платежи от российских финансовых структур. США вводят такие санкции прежде всего, чтобы обрушить нашу промышленность и обороноспособность, потому что вся электроника — по-прежнему идет из Китая. Что произойдет со всем этим? Да, будет частичное подорожание, но проблемы будут решаться через другие банки и финансовые компании. Стоит заметить, что Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) не специализировались на нефтяной и газовой теме, в основном на машинах и электронике», — заявил «НИ» политолог Андрей Суздальцев.
Тем не менее, проблемы с закрытием платежей могут быть достаточно чувствительными. Ведь именно через Китай сейчас идет практически 40% платежей из РФ. Прекратившие сотрудничество с Россией банки занимают первое и второе места по величине активов в КНР.
«Выходы из ситуации есть. Надо будет менять банк — партнер или переходить на бартер. Вообще, прекращение платежей через эти банки может ударить по достаточно серьезной статье российского импорта. Станкостроение, машиностроение, покупка микросхем — все это идет через Китай, в частности через эти банки. Особенно чувствительной будет поиск новой схемы по продаже микрочипов. Китай был их основным поставщиком. Дорожать товары будут, но все будет зависеть еще и от курса доллара», — пояснил «НИ» профессор Финансового университета при правительство РФ Александр Сафонов.
— Все это скажется также на поставке станков, машин для сельскохозяйственной техники, с ней могут быть достаточно серьезные проблемы. И здесь Совету безопасности России надо искать обходные пути или создавать параллельные структуры. Вообще, мы допустили системную ошибку, выбрав для параллельного импорта всего 3 хаба — Турцию, Китай и ОАЭ. Отслеживать поставки через них достаточно легко, и США это, видимо и делали без труда. То, что сейчас еще больше подорожают автомобили, электроника — можно считать фактом», — резюмировал экономист Александр Сафонов.
Интересно отметить, что турецкие банки также ужесточили политику в отношении российских клиентов, вплоть до того, что российские экспортеры нефти уже некоторое время не получают из Турции деньги за проданные баррели. Позавчера банки ОАЭ прекратили принимать деньги из России. На фоне проблем с турецкими банками, которые стали массово блокировать платежи от российских компаний, экспорт из Турции в РФ в январе сократился на 39% до $631 млн против почти $1 млрд в январе-2023. При этом по ряду товаров торговля полностью прекратилась.
Грозит ли это нашему товарообороту с Китаем?
По мнению доктора экономических наук Никиты Кричевского, отказ двух китайских банков принимать платежи от российских финансовых структур серьезно на нашем товарообороте не отразится:
«Если у вас открыт счет в филиале китайского банка, вам ничего не грозит. К тому же из не подсанкционных российских банков платежи принимаются, как прежде. Платежи в цифровых валютах как ходили, так и ходят. Ну и Китай сам себе не враг, чтобы останавливать платежи на $211 млрд в год (объем товарооборота в Россией в 2023 г.). Платежи через третьи страны будут по-прежнему идти вне подозрений. Нудно, накладно, но не катастрофа».
Как заявил Дмитрий Песокв, российскому руководству известно о сложностях, с которыми начали сталкиваться отечественные компании при попытках провести расчеты за импорт из КНР. Этой проблемой сейчас занимается правительство.