Posted 20 февраля, 19:52

Published 20 февраля, 19:52

Modified 20 февраля, 19:54

Updated 20 февраля, 19:54

Расследование «НИ»: как россиян заставят скинутся на поддержку «Почты России»

20 февраля 2024, 19:52

«План капкан». Убытки «Почты России» переложат на обычных граждан

Сюжет
Деньги
Россияне будут вынуждены оплачивать спасение «Почты России»: Совфед подготовил законопроект о сборах с маркетплейсов в пользу госкмпании. Разбираемся, как почта докатилась до попрошайничества, и сколько придется за это заплатить простым гражданам из своего кармана.

Мария Соколова

«Почта России» погрязла в убытках и долгах. За 2022 год компания потеряла 24,5 млрд рублей, за 9 месяцев 2023 года чистый убыток составил 2,58 млрд рублей. Но это ещё не все проблемы: «Почта России» имеет чистый долг на 56 млрд. И эти деньги придётся возвращать.

Как будут спасать «Почту России»

Чтобы вытащить Почту из финансовой ямы сенаторы во главе с председателем комитета Совфеда по экономической политике Андреем Кутеповым предлагают ввести инфраструктурный платёж с маркетплейсов. То есть Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и другие компании должны будут просто так отчислять 0,5% от квартального оборота. Если бы такой сбор был в 2023 году, то Wildberries заплатила бы Почте 6,1 млрд рублей только за первое полугодие, а Ozon — 1,5 млрд за 9 месяцев 2023 года. Хороший аппетит у Почты!

Заодно сенаторы предлагают государству поддержать «Почту России» через капитальные вложения, создание инфраструктуры и выдачу кредитов.

При этом большинство маркетплейсов вообще никакого отношения к «Почте России» не имеют и её услугами не пользуются, предпочитая развивать собственную логистику, склады и пункты выдачи. И чтобы маркетплейсам не было обидно платить за сервисы, которыми они не пользуются, Андрей Кутепов предлагает закрепить за «Почтой России» статус федерльного гарантирующего поставщика товаров электронной коммерции. Проще говоря, маркетплейсы обяжут отправлять товары в любой населённый пункт России, а не только в свои пункты выдачи. И осуществлять доставку будет «Почта России». в добровольно-принудительном порядке.

Но чтобы убедиться, что деньги, которые в итоге заплатят покупатели (маркетплейсы — коммерческие компании, и просто так с потерей прибыли не смирятся, в таких случаях дополнительные затраты неминуемо отразятся в виде наценок для конечного потреьителя), не пропадут даром, надо понять, когда же «Почта России» свернула не туда.

Откуда у «Почты России» убытки

До 2013 года у «Почты России» всё было хорошо: как госкомпания она получала субсидии (по 3,2 млрд рублей в год в период 2008–2013 годов), взамен была обязана сдерживать тарифы на доставку журналов и газет, а также работать на Крайнем Севере. Год за годом почта существовала в своём замкнутом мирке, а за его пределами лишь множились шутки о медлительности доставки и грубом обращении с клиентами.

Далее «Почту России» буквально по лекалам «шоковой терапии» отправили в свободное плавание — зарабатывать самостоятельно за счёт повышения качества оказываемых услуг. Но этого оказалось недостаточно. В 2019 году была проведена очередная реформа: «Почта России» из федерального государственного унитарного предприятия превратилась в акционерное общество. То есть она смогла вести коммерческую деятельность.

Тогда была разработана инвестпрограмма, которая на 2021–2025 годы предусматривала траты в размере 127 млрд рублей на развитие. Деньги действительно привлекли: к концу 2022 года объём задолженности почты вырос с 81 до 121 млрд рублей.

К чему всё это привело, может увидеть любой посетитель почты: отделения стали напоминать продуктовые ларьки с полками, заваленными разнообразными продуктами. Деньги на брендирование продуктов, их закупку, продвижение потрачены, но в полноценные магазины, способные привлекать людей, почтовые отделения так и не превратились.

И, если в крупных городах инвестиции последних лет помогли хотя бы облагородить отделения, чтобы в них было не страшно заходить, то в 100 км от Москвы помещения, где располагается почта, подходят разве что для съёмок фильмов ужасов или трагедий о бесперспективном существовании вроде «Левиафана».

Подкосили финансовые показатели и некоторые объективные факторы. Так в 2022 году выручка «Почты России» сократилась на 16 млрд рублей, из них 8 млрд рублей были потеряны из-за сокращения числа международных отправлений. Расходы на логистику при этом только выросли. А гендиректор Михаил Волков отмечает, что 27 тыс. почтовых отделений расположены в сельских и удалённых населённых пунктах и приносят только убытки, выполняя социальную функцию.

С санкциями и необходимостью иметь отделения даже в глухой тайге не поспоришь, но это не значит, что у почты не было возможности избежать убытков.

25 миллиардов упущенной выгоды

Вопрос о том, как «Почта России» распоряжается своими деньгами и имуществом возник не только у нас. В конце прошлого года Федеральное казначейство опубликовало результаты аудита за 2022 год. Итоги не утешительные: «Почта России» могла бы заработать 24,5 млрд рублей, но не сделала этого.

10,2 млрд рублей почта недополучила из-за невыполнения плана розничных продаж: идея превратить почтовые отделения в магазины провалилась. Совмещение почтовых услуг и розничных продаж — не уникальное явление. Но реализация разная. В Швеции Posten AB ещё в 2001 году стала заменять традиционные отделения на точки в магазинах. При этом открыть почтовое отделение может любой желающий по франшизе. У нас так развиваются, и весьма успешно, пункты выдачи Ozon, Wilberries и Яндекс Маркета.

Ещё 12 млрд рублей «Почта России» потеряла на управлении имуществом. Аудиторы отмечают, что организация имеет в собственности недвижимость на 10,5 млрд рублей, которую не продают и не сдают в аренду. Более того, «Почта России» никак не использует штаб-квартиру на Варшавском шоссе. Здание площадью 39 тыс. кв. м просто пустует и простаивает. Вместо этого почта снимает другое офисное здание за 1 млрд рублей в год. Существенная часть денег была потеряна на зарплатах: фонд оплаты труда в аппарате управления вырос на 13%, а в дочерних предприятиях — на 186%, хотя управленческие функции задваиваются.

«Почта России» слишком долго оставалась инертной, игнорируя рыночные тенденции. Например, американская почтовая служба USPS договорилась с онлайн-ритейлером Amazon о доставке товаров с маркетплейса через свои почтовые отделения. В 2019 году выручка от такого сотрудничества составила 3,9 млрд долларов, а чистая прибыль — 1,6 млрд долларов. В России же почта дождалась, когда маркетплейсы создадут собственную разветвлённую сеть пунктов выдачи с быстрой доставкой. На Ozon тоже можно заказать товар в почтовое отделение, но там, где собственная доставка маркетплейса занимает 1 день, доставка почтой — от 4 дней. Поэтому теперь речь может идти только о принудительном сотрудничестве торговых площадок и почты.

Что делает «Почта России» вместо экспансии в сферу электронной коммерции? Просит разрешения закрыть убыточные отделения в малых городах и снизить частоту доставки. То есть стремится просто экономить, рассчитывая на монопольное положение федерального гарантирующего поставщика.

Пока нет никаких признаков того, что «Почта России» может самостоятельно решить свои финансовые проблемы. Да и государство не горит желанием тратить бюджетные средства на поддержку. Остаётся только один безотказные вариант — вытрясать деньги у населения.

Подпишитесь