Posted 20 февраля, 09:14
Published 20 февраля, 09:14
Modified 20 февраля, 09:17
Updated 20 февраля, 09:17
Анна Скудаева
Минпромторг озвучил данные об объемах внешней торговли РФ по итогам 2023 года. По данным ведомства, несырьевой и неэнергетический экспорт (ННЭ) в стране сократился на 23%.
Весь экспорт за год просел на 28,3%, а профицит торгового баланса страны упал и того значительнее — на 58,5%.
«В настоящее время по объективным причинам объемы поставок на внешние рынки временно снизились. Восстановление мы связываем с переориентацией экспортных потоков в направлении Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки», — заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Причиной резких экономических изменений стали и санкции, и снижение мировых цен на сырье, особенно на углеводороды и уголь. Весомую «ложку дегтя» добавило и падение экспорта природного газа в два с лишним раза.
Еще совсем недавно некоторые политики утверждали, что введенные против России западные санкции «пойдут стране на пользу», поскольку помогут активизировать появление новых отечественных производств, приведут к развитию собственной промышленности, конкурентоспособной на мировом рынке. Все это, по их мнению, поможет России скорее избавиться от «проклятия нефтяной иглы».
Однако пока цифры говорят сами за себя.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), положительное внешнеторговое сальдо России в 2023 году составило $140 млрд, что на 58,5% меньше показателя за 2022 год ($337,2 млрд).
«Экспорт товаров из России в 2023 году, по данным ФТС, составил $425,1 млрд, снизившись на 28,3% по сравнению с 2022 годом ($592,5 млрд)», — отмечает «Интерфакс».
Одновременно аналитики констатируют рост объемов импорта, который увеличился к 2022 году на 11,7% — с $255,3 до $285,1 млрд. При этом общий объем внешней торговли РФ по итогам 12 месяцев 2023 года упал на 16,2%, с $847,8 до $710,2 млрд.
Ожидаемо, «первую скрипку» в оркестре обрушения экспорта сыграли страны Европы, которые в 2023 году заказали российских товаров на 68% (до $84,9 млрд) меньше, чем в предыдущем периоде. Одновременно на 12,3% (до $78,5 млрд) упал и импорт в РФ из ЕС.
Похожее охлаждение деловой активности отмечается и между Россией и Америкой. Экспорт в этом направлении в 2023 году упал на 40,4%, до $12,2 млрд, а импорт снизился на 11%, до $15 млрд.
Вместе с тем, отмечается существенная активизация торговли со странами Азии, которые в минувшем году закупили российских товаров на $306,6 млрд. Это на 5,6% больше, чем в 2022 году.
В то же время, закупать азиатские товары россияне также стали чаще: объемы росли колоссальными темпами (+ 29,2%, до $187,5 млрд). Особенно в сфере внешней торговли возросла (до $244 млрд) доля Китая. С 2021 года в общей структуре она увеличилась с 20 до 35%. Аналитики называют это «тревожным звоночком», означающим существенное усиление экономической зависимости РФ от КНР.
Необходимо отметить, что цены на китайские импортные товары за минувший год резко выросли, но в условиях отсутствия выбора России приходиться «брать, что дают», и по той цене, которую диктуют. Особенно сильный взлет цен произошел на товары из Центральной Азии, причиной которого стал дорогой «серый параллельный импорт».
Ряд аналитиков полагают, что, в отличие от ценового, о реальном увеличении объемов импорта речи не идет. Это влечет за собой негативные последствия для населения.
Существенные изменения аналитики наблюдают в торговых отношениях между Россией и странами Африки. В минувшем году наша страна нарастила экспорт на жаркий континент на 42,9%, до $21,2 млрд. При этом импорт из Африки увеличился на 8,6%, до $3,4 млрд.
Если говорить о товарной структуре экспорта, то главный рывок в увеличении поставок Россия смогла сделать благодаря продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Их поставки за рубеж, по данным ФТС, в 2023 году увеличились на 4,3%, до $43,1 млрд.
Энергоемкие отрасли, которые ранее составляли костяк российского экспорта, показали отрицательную динамику.
Так, по продаже за границу минеральных продуктов Россия за год «просела» на 33,6% (до $260,1 млрд), продукция металлургических предприятий и машин стала менее востребованной на 15,1% ($60,0 млрд) и 25,5% ($22,9 млрд) соответственно.
Поставки химической продукции упали более чем на треть (-35,2%, до $27,2 млрд).
Похожая ситуация с древесиной и продукцией целлюлозно-бумажных комбинатов: ее за рубежом стали покупать меньше на 29,7%, до $9,9 млрд.
Существенно снизились поставки текстиля, обуви и изделий из ткани (-6,8%, до $1,7 млрд).
Как полагает исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко, сокращение несырьевого экспорта по итогам 2023 года связано с несколькими факторами — прежде всего, с переориентацией на азиатские рынки (и часто продажей с дисконтом) и уходом иностранных компаний, которые также принимали участие в ННЭ (несырьевой неэнергетический экспорт).
«Кроме того, сказалось и импортозамещение: ранее экспортируемые товары более востребованы внутри страны. Надо сказать, что в прошедшие годы в ННЭ традиционно входило золото, возможно, что сокращение этого года не так тривиально, фактор снижения экспорта каких-либо драгметаллов мог сказаться. В любом случае надо признать, ННЭ в 146 млрд долларов — выдающийся результат на фоне санкций, » — отметил эксперт.
Он добавляет, что падение ННЭ было меньше падения сырьевого.
«В то же время, надо сказать, что номенклатура ННЭ достаточно традиционна, конечно, хотелось бы видеть в ней больше технологичных товаров, в том числе связанных с глубокой переработкой сырья», — говорит Антон Свириденко.
Кандидат экономических наук, начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев убежден, что 2023 год «не совсем показателен с точки зрения анализа динамики несырьевого экспорта России». И это был год попытки адаптировать промышленность под новую жизнь в рамках импортозамещения.
«Несырьевой экспорт из России — это прежде всего экспорт конечной продукции. Часть первичного сырья в этой продукции импортируется в Россию, в том числе за счет параллельного импорта. Логично, что когда политика импортозамещения заработала, часть конечной продукции несырьевой в натуральном объеме производства в России резко снизилась. С другой стороны, не могу сказать, что в денежном выражении ненефтегазовые доходы бюджета сильно упали. Два года назад они составляли порядка 40% бюджета, сейчас 32%. Но в денежном выражении снижение составило не более 10%», — подчеркнул Олег Абелев.
По его наблюдениям, правильно сравнивать снижение экспорта не только в натуральном выражении, но и в денежном.
«Например, можно сократить несырьевой экспорт в натуральном выражении, но выиграть в денежном, если это будет маржинальный несырьевой экспорт, например, микроэлектроника или авиапром», — добавил эксперт.
Экономист Абелев при этом подчеркнул, что не видит критичного сокращения ненефтегазовых доходов в бюджет.
«Треть — это нормальный уровень. В краткосрочной перспективе довести этот показатель до 50% будет довольно сложно, а в будущем вполне вероятно», — полагает аналитик.