Posted 20 февраля, 12:56
Published 20 февраля, 12:56
Modified 20 февраля, 13:03
Updated 20 февраля, 13:03
Александр Куманев
Один из лайфхаков в ситуациях, когда звонят мошенники.
Еще один способ борьбы с навязчивыми звонками мошенников продемонстрировал фудблогер и актер озвучки Никита Камбаров.
Телефонные мошенники «не щадят» никого. На видео ниже злоумышленники позвонили сотруднице УМВД ХМАО во время рабочего дня.
В сообщении на официальном тг-канале Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России (Киберполиция России, УБК МВД России) отметили, что злоумышленники используют три основных канала связи, среди которых СИМ-боксы, виртуальные АТС и мессенджеры.
Зампред правления Сбера Станислав Кузнецов на форуме «Кибербезопасность в финансах» отметил, что киберпреступники совершают 15 млн звонков в сутки, используя одни только мессенджеры. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина считает, что ситуация с киберпреступниками остается сложной, а борьба с ними еще далека от переломного момента.
По данным правоохранителей, каждое третье преступление в РФ совершено с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и их число продолжает расти. В декабре 2023 года система Роскомнадзора «Антифрод» пресекла рекордное количество звонков мошенников — более 120 млн, что на 111% больше, чем месяцем ранее.
Как сообщает издание «Форпост», ссылаясь на комментарий МВД России, чаще всего мошенники представляются абонентам сотрудниками банков и правоохранительных органов. Они заявляют якобы подозрительных операций или попытках оформить кредит на имя собеседника. Россиянам предлагают перевести деньги на «безопасные счета».
Второй по популярности сценарий — получение доступа к аккаунту пользователя на «Госуслугах». Киберпреступники выдают себя за сотрудников операторов мобильной связи, сообщают абоненту об истечении срока действия СИМ-карт и предлагают продлить его через «Госуслуги». В процессе они пытаются узнать у собеседника код, пришедший в СМС. Далее злоумышленники получают доступ к личным данным жертвы и чаще всего оформляют на нее кредит.
«Самым необычным является то, что мошенники оформляют заявку о регистрации по месту жительства потерпевшего иностранных граждан, которая успешно принимается миграционной службой к реализации», — отметили в МВД.
На третьем месте взлом аккаунтов пользователей в соцсетях, после чего от его имени рассылают друзьям сообщения с просьбой одолжить деньги. Продолжает использоваться схема «родственник попал в беду», при которой делают все возможное, чтобы жертва не сбросила вызов и не позвонила тому самому родственнику.
Чаще всего киберпреступникам удается обманывать вовсе не пенсионеров. ЦБ РФ составил портрет жертвы мошенников, согласно которому от действий злоумышленников чаще страдают женщины среднего возраста из городов со средним достатком.
Киберпреступники используют как привычные методы, так и разрабатывают новые схемы обмана. Благодаря этому им удалось провести 1,17 млн успешных операций на 15,8 млрд рублей. Россиянам удалось вернуть только 1,38 млрд рублей (8,7% от украденных). За год число таких операций увеличилось на треть.
Злоумышленники пытаются выманить и жертв не только сбережения, но и пытаются уговорить их оформить кредит, пойти на преступление. В то же время их могут интересовать конфиденциальная информация, данные для входов в аккаунты.
Согласно сведениям ЦБ, 4 из 10 участников опроса сталкивались с мошенниками, 12,6% контактировавших поддались на уловки злоумышленников, 10% — теряли деньги. Более половины жертв (64,1%) потеряли до 20 тыс. рублей, но почти каждого двадцатого (4,3%) удалось обмануть на более чем 1 млн рублей.
В Киберполиции РФ рекомендуют гражданам соблюдать правила информационной гигиены: не сообщать звонящему полные реквизиты карт, коды из СМС или конфиденциальные сведения. Насторожить граждан должны разговоры на тему денег, попытки поторапливать.
Любую информацию нужно перепроверять, даже если она исходит от старых знакомых или родственников, ведь злоумышленники могут подделывать фото, подписи, голос и даже видео. Сегодня утром губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил о массовых рассылках сообщений, в которых злоумышленники подделали его голос, чтобы втереться в доверие чиновникам.
«Уговоры, запугивание, угрозы, а иногда и предложения „легкого заработка“ — все это приемы из арсенала злоумышленников. Нельзя доверять информации, озвученной вам по телефону, даже в режиме видеозвонка, даже с антуражем кабинета „банковского менеджера“ или „следователя, — отметила официальный представитель МВД России Ирина Волк в своем тг-канале.
Из-за активности мошенников в Вологодской области власти проводят информационную кампанию для повышения осведомленности граждан. Видеоинструкции и аудиоматериалы появились в наземном транспорте Вологды и Череповца, на рекламных стендах и в МФЦ.
Врио губернатора региона Георгий Филимонов в своем канале перечислил простые способы противодействия киберпреступникам.
«С развитием технологий появляются и новые способы обмана, но если быть бдительным и не принимать решений под влиянием эффекта неожиданности или эмоций, то шансы не стать жертвой мошенников высоки», — подчеркнул Филимонов.
Опасность представляют и немые звонки. Таким образом мошенники могут проверять, активен ли номер. Ни в коем случае нельзя перезванивать — так мошенники могут похитить деньги абонента за платный звонок.