Мария Садовникова
Как ранее отмечал вице-премьер — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, российский рынок покинули около 20% европейских и американских крупных компаний, отметив, что среди них многие располагают опционами на обратный выкуп.
«У некоторых американских и европейских партнеров после введения санкций интерес к российскому рынку сохранился. Просто им тоже пришлось адаптироваться — проводить ребрендинг, проходить сертификацию. А некоторые западные компании продали российскую часть бизнеса другим собственникам», — сказал глава ТПП Сергей Катырин.
Он примел в пример производителей одежды и обуви. Так, в 2023 году бывшие магазины Zara открылись под названием Maag, Bershka превратилась в Ecru, Pull & Bear — в DUB, Reebok — в Sneaker Box.
«Кстати, многие западные компании работали в стране по договорам франшизы, которые нельзя разорвать в одностороннем порядке, если такие условия не были прописаны. Поэтому головной офис вправе закрыть только филиалы, которые подчиняются ему напрямую, а на франчайзинговую сеть повлиять не могут. Это значит, что наши предприниматели, если им выгодно, могут работать под старыми брендами до истечения своих соглашений», — отметил глава ТПП РФ.
При этом в связи с санкциями произошли существенные изменения во внешнеэкономической деятельности, и сейчас на торговлю с азиатскими странами приходится почти 70% оборота.
«Тем не менее, мы остаемся открытыми для сотрудничества со всем миром, просто ввиду санкций Запада переориентировали свою работу преимущественно на Восток. Полагаю, что в среднесрочной перспективе такая конфигурация рынков и географии сохранится», — добавил Катырин.