Анна Скудаева
Эксклюзив «НИ»
Не так давно в доме костромской пенсионерки Альбины Ц. раздался телефонный звонок. Приятный женский голос в трубке приглашал женщину на встречу с помощницей депутата Костромской областной думы, которая может «оказать ей бесплатную юридическую помощь и проинформировать о положенных пенсионерам льготах».
Избирательница, не ожидая подвоха, пришла на «бесплатную консультацию», в конце которой ей сообщили, что многие российские пенсионеры сегодня так бедны, что не могут накопить на похороны. И тут в беседу «случайно» вступила дежурящая рядом сотрудница похоронного бюро.
Она заверила, что именно сегодня с Альбиной Викторовной могут бесплатно заключить договор, который предполагает организацию для нее достойных похорон на выбор: дорогих, дешевых и «средних».
Пенсионерка решила, что хотя умирать ей вроде бы рано, но случись такое печальное событие — не хочется обременять детей. Пусть все будет готово заранее — на всякий случай. И согласилась. На «средние» похороны за 63,5 тысячи рублей.
За эту цену помощница областного депутата и ее партнер-похоронщица пообещали все сделать «в лучшем виде». В рамках пакета «Стандарт» посулили организовать вывоз тела пенсионерки, сопровождение родственников для организации похорон и сбора документов, а также предоставить ритуальные атрибуты: гроб, покрывало, гипюр, опуски, подушку, крест-табличку и венок с именной лентой.
Из офиса помощницы депутата Альбина Ц., сама того не ожидая, вышла с кредитом, взятым сроком на два года под очень высокий процент.
На следующее утро пенсионерка побежала к «благодетельнице» с требованием расторгнуть договор, однако та ей заявила, что уже поздно. И аккуратно показала заботливо включенный в документ пунктик о том, что при отказе от договора клиентку ждет штраф в размере 95% от его полной суммы.
В отчаянии пожилая костромичка обратилась в суд. И тут выяснилось, что Альбина Ц. — уже далеко не первая в длинной цепочке пострадавших от юридического усердия «благодетельной» помощницы депутата.
Как рассказал в беседе с «НИ» руководитель общественной организации по защите прав потребителей «Блок-Пост» Виталий Красношапка, по его подсчетам, данная особа уже успела таким образом «похоронить» при жизни уже как минимум 200 костромских стариков, заработав на этом непыльном деле порядка 12 млн рублей.
Многие из пострадавших после тщетных попыток избавиться от навязанного им кредитного ярма обратились в суды.
Во всех случаях ответчицей оказалась все та же помощница депутата Костромской облдумы, которую люди образно окрестили «блондинкой с лопатой».
Разбираясь в хитросплетениях циничной схемы по захоронению пенсионеров заживо, правозащитник отметил еще одну поразившую его деталь: при заключении договора «благотворительница» стала требовать от попавших в ее сети стариков расписки, что услуга им якобы уже «оказана», и «заказчик претензий не имеет».
«Услуга по договору — похоронить заказчика после смерти, но выходит, что она оказана в момент подписания договора. Труп жмет руку исполнителю и подписывает акт выполненных работ: „Спасибо, парни, отлично похоронили, претензий не имею. Айда ко мне на поминки!“», — прокомментировал схему юрист.
Еще одним сомнительным моментом навязываемых старикам «гробовых» договоров эксперты называют то, что в них содержится временной ограничитель. В течение 12 часов после смерти заказчика его родственники обязаны сообщить исполнителю о наступлении печального события. Если они этого не сделают, похоронщики снимают с себя всю ответственность.
«Из документов усматривается, что хоронить их никто и не собирается. Человеку сложно после смерти сообщить кому-то, что он умер. Это же сделка под отлагательным условием, когда обязательства ООО возникают в будущем после смерти старика. Подписавшие документ пожилые заказчики, как правило, боятся рассказать детям о таком странном договоре, чтобы те их в психушку не направили. А поскольку о договоре никто не узнает, то исполнять его не надо — деньги в карман. Кому сразу после известия о кончине придет в голову копаться в документах умершего? Это же возрастные не криминальные трупы, их по православной традиции на третий день должны похоронить. А после похорон даже если и найдется договор, то как ты второй раз похоронишь человека?», — недоумевает правозащитник.
На сегодняшний день по нескольким искам обманутых потребителей суды уже вынесли первые решения. Пенсионерке Альбине Ц. повезло: ей удалось добиться расторжения кабального договора.
Предпринимательница из похоронного бюро, которой помощница депутата без ведома пенсионерки переуступила обязанность проведения похорон, на заседании в Свердловском райсуде Костромы призналась, что на самом деле стоимость «впаренного» жертве пакета «Стандарт» составляла не 63,5 тысячи рублей, а была вчетверо ниже — всего 15,95 тысячи рублей.
При этом она не смогла доказать, что уже понесла расходы по приобретению гроба, креста и венка для живой и здравствующей пенсионерки. В чей карман «утекли» остальные три четверти уплаченной истицей суммы, остается только догадываться.
В итоге суд по делу Альбины Ц. взыскал с «финансово-консалтингового» ООО, принадлежащего предприимчивой помощнице депутата, почти 110 тысяч рублей. В эту сумму вошли и уплаченные за несостоявшееся погребение деньги, и компенсация морального вреда в 20 тысяч рублей, и 50%-ный штраф за несоблюдение требований потребителя. Решение вступило в законную силу.
Изучив судебные документы и материалы правозащитников, «Новые Известия» обратились за комментарием к депутату Костромской областной Думы Елене Потешкиной, помощницей которой представляется инициатор «бесплатных консультаций» для стариков.
«Ко мне как к депутату областной Думы вообще жалоб по этому вопросу не поступало. Я принимаю людей на улице Ленина, 20, а помощница работает в другом месте — на проспекте Текстильщиков, 4. Прежде, чем как-либо комментировать ситуацию, я бы хотела ее изучить», — сообщила в беседе с «НИ» депутат Костромской облдумы Елена Потешкина.
В силу п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичную норму содержит ст. 32 Федерального закона «О защите прав потребителей», которая гласит, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ или оказании услуг в любое время, если он произвел исполнителю оплату фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по этому договору. Согласно п. 76 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если договор противоречит нормам гражданского права и неправомерно ограничивает права потребителей, он является ничтожным.