Posted 17 февраля, 10:43
Published 17 февраля, 10:43
Modified 17 февраля, 10:45
Updated 17 февраля, 10:45
Елена Петрова
Прошедшая неделя стала неделей громких заявлений о судьбе газового сотрудничества между Россией и Европой. Сначала министр энергетики Австрии Леонор Гевесслер рассказала, что альпийская республика хочет разорвать контракт на закупку, который действует между Газпромом и OMV.
Заявления комиссара по энергетике Кадри Симсон о том, что Брюссель не станет продлевать трехсторонний договор о транспортировке российского газа после 2024 года, неожиданным тоже назвать нельзя. Прошлый год был провальным для «народного достояния». Так мало — 69 миллиардов кубометров — Газпром не продавал заграницу с 1985 года. Российские эксперты по энергетике надеются на то, что разум возобладает.
Если последний маршрут через Украину будет закрыт, Газпрому остается одна ветка — «Турецкий поток». Его доля в балансе была очень скромной — только 3% европейского экспортного объема. Мощность российских газопроводов составляла в 2021 году 274 миллиарда кубометров газа.
И хотя Газпром реально использовал половину, ущерб для компании будет гигантским, ведь по турецкому маршруту можно прокачать максимально 31 миллиард кубометров, хотя сейчас эти поставки намного скромнее — всего 15 миллиардов.
«Северных потоков» больше нет, они разрушены, и никто их восстанавливать не собирается. Польша тоже отказалась качать газ через свою территорию. Единственная труба через Украину, которая работала во время боевых действий с февраля 2022 года, и на нее не упала ни одна бомба или ракета, стабильно поставляла европейцам 40 миллионов кубов в день.
Украинцы еще с лета говорили о том, что готовы к завершению сотрудничества, несмотря на то, что за пять лет контракта страна заработала 7 миллиардов долларов.
Для Газпрома остановка прокачки по украинскому направлению будет означать потерю 15% экспортной выручки, иди 7-8 миллиардов долларов в год. Кроме того, Газпрому грозят штрафные санкции. если Украина перекроет вентиль, но отвечать по долгосрочным контрактам поставок вплоть до 2040 года будет российский поставщик топлива.
Хотя австрийская OMV после заявлений своего министра и заверила, что готова продолжать закупать сырье у Газпрома, однако перестройка поставок возможна. На территории Австрии есть много трубопроводов, поэтому замена найдется.
Италия, которая также снабжалась по этой трубе, не будет страдать — она активно работает с поставщиками трубопроводного газа из Алжира и Азербайджана. Венгрия хоть и активнее других выступает за сохранение сотрудничества с Россией, получит топливо по «Турецкому потоку».
Хуже всего придется Словакии — ее энергобаланс на 95% зависит от российских поставок по украинскому маршруту. Именно поэтому новый премьер Фицо грозил Украине заблокировать помощь, если она будет настаивать на полной остановке прокачки из России.
После переговоров с премьером Украины Денисом Шмыгалем Роберт Фицо заявил, что газ продолжит течь и после 2024 года. Однако украинцы такой оптимизм не разделяют, и никакого подтверждения словацкий премьер от украинской стороны не получил.
Эксперты весьма скептически оценивают риторику и украинских, и европейских чиновников. Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев говорит:
«По меньшей мере две страны ЕС, это Словакия и Австрия, не смогут обойтись без российского газа, как минимум, в ближайшие 3 года, в 2025–2026 годах точно и под большим вопросом — в 2027 году. Австрия заявляла о планах остановить поставки только в 2027 году, у Словакии примерно такие же цели, но даты не назывались».
Для самой Украины остановка поставок также невыгодна, даже если европейцы и будут использовать украинскую инфраструктуру для хранения европейского газа.
Дело может завершиться ленинской формулой «ни мира, ни войны».
«Ни одна из трех сторон не заинтересована в прекращении транзита. Другой вопрос, что юридически это будет иначе обставлено. Это будет уже не долгосрочный тариф с фиксированным тарифом, а скорее всего краткосрочное бронирование мощностей, тариф в этих условиях повысится или станет нестабильным. То есть издержки „Газпрома“ на транспортировку повысятся», — предположил Алексей Белогорьев.
У такого решения вопроса есть два аргумента в его пользу. Во-первых, между Европой и Россией сохранится хоть и слабая, но экономическая связь, которая поможет восстановить сотрудничество по завершении украинского конфликта.
Во-вторых, избирательная кампания в США показала, что и американские поставки не настолько надежны, как это казалось еще полгода назад. Никто в Европе не знает, как поведет себя хозяин Белого Дома, если его будут звать не Джо Байден. Да и сам американский президент запретил выдачу лицензий на дальнейшее производство СПГ в угоду «зеленому» избирателю.
Получается, что и у Газпрома, и у европейцев хорошего решения для вопроса энергетической безопасности континента нет.