Posted 16 февраля, 10:07
Published 16 февраля, 10:07
Modified 16 февраля, 18:26
Updated 16 февраля, 18:26
Елена Петрова
Автомобильный бум в России не помог заводу «Москвич». По итогам прошлого года «москвичи» привезли убытков на 160 миллионов рублей. Цифры продаж внушают еще меньше оптимизма: завод произвел 19 тысяч машин, а купили только 16 тысяч. Между тем директор «Камаза», к которому перешла бывшая площадка Renault после ухода французов, говорит, что безубыточным завод станет только в том случае, если будет выпускать 40 тысяч автомобилей.
Планы у новых хозяев «Москвича» были большими. В 2023 году здесь собирались выпускать целых 50 тысяч машин. С большой помпой в октябре прошлого года завод представил «Москвич 6», которому предрекали судьбу лимузина для чиновников. На поверку лифтбэк оказался точной копией «китайца» JAC Sehol A5, который еще и стоил на 1 миллион рублей дороже оригинала.
Представляя новый флагман завода, мэр Москвы Сергей Собянин заявлял:
«Год борьбы за выживание „Москвича“ показал, что „Москвич“ побеждает. Год назад здесь были пустые цеха, сегодня уже произведено 26 тысяч машин.»
Откуда у московского градоначальника взялась эта цифра, остается только гадать. Куда делись 7 тысяч машин, которые были якобы в наличии в сентябре? И работал ли завод с осени до конца года? В любом случае, победные реляции мэрии никак не бьются с реальными показателями завода.
Причиной такого развития событий стал «спаситель» «Москвича» — китайский автопром. «Автостат» прогнозировал, что на конец года в России продадут около 1 миллиона новых изделий из Поднебесной. Такого бума еще в начале года не ожидал никто, а рост, по сравнению с 2022 годом, составил 45%. В текущем году «китайцев» станет еще больше — по прогнозу «Автомаркетолога», автопром Поднебесной поставит в Россию 1 миллион 170 тысяч машин.
Теперь гендиректор «Камаза» сократил планы на текущий год — вместо 50 тысяч на заводе будут выпускать 30-35 тысяч машин. А это значит, что перспектива прибыли, а с ней и развития отодвигается еще дальше. Проблема с комплектующими остается нерешенной, да и с ценой заводчане не угадали. Только при таком штучном производстве вряд ли тут можно что-то исправить.
Почему «Москвичи» плохо продаются
В отличие от «Москвича 6», кроссовер завода в Москве «Москвич 3» дешевле своих китайских собратьев. Дилеры активно продвигают Chery Tiggo 4 Pro или Haval Jolion, дают на них хорошие скидки, но отечественный одноклассник 2022 года выпуска оставался на 100 тысяч дешевле. В августе прошлого года на «Москвичей» подняли цену.
Если до авнуста «Москвич 3» с механической коробкой стоил 1.970.000 рублей, с вариатором — 2.035.000 рублей. Самую дорогую комплектацию моно было купить за 2,2 миллиона рублей. С августа самая дешевая модель стала стоить, как самая дорогая, а самая упакованная — 2.478.000 рублей.
После этого продажи резко упали. В самой Москве, говорят дилеры, месяц будет удачным, если они продадут 4-5 «Москвича 3». В регионах эти цифры еще ниже. При таком гешефте завод просто обязан компенсировать дилерам убытки.
Нареканий к «Москвичу» не больше, чем к любому китайскому автомобилю, и «болячки» у него типичные для «китайцев». Покупатели жалуются на подвеску и резину, но если заводскую резину заменить, это ситуацию не исправляет. К мотору претензий нет, полуторалитровый двигатель с турбиной дает 150 лошадиных сил и разгон на 100 метров за 11 секунд на вариаторе.
А вот на мультимедийную систему и сенсорный климат-контроль жалуются очень многие. Сама система глючит и подвисает. Управление климат-контролем тоже сенсорное, и в солнечный день на экране ничего не видно. Кроме того, сенсор с первого раза не понимает, что от него хотят, поэтому в экран нужно несколько раз энергично тыкнуть пальцем, чтобы добиться желаемого результата.
Но самое большое разочарование от «Москвича» — это стоимость обслуживания. На пробеге 3 тысячи км нужно обязательно заменить масло, поскольку на заводе заливают обкаточное полусинтетическое масло, и с ним ездить нельзя. Стоит эта забава 6 тысяч рублей. Следующее ТО проходят в 10 тысяч км. Оно дороже в два раза. Каждый следующий раз дороже предыдущего: ТО-2 стоит 14 тысяч, ТО-3 — 19 тысяч, а на шестидесяти тысячах владелец выложит 30 тысяч рублей. В отличие от западных машин и «японок», То надо делать каждые 10 тысяч км.
Что говорят эксперты
Сергей Герваш, автоэксперт:
— «Москвич» не является фаворитом среди других популярных моделей. Конечно, есть модели премиум-класса, есть модели среднего класса китайского автопрома. Люди выбирают чаще другие автомобили. Мне кажется, на него и не будет высокого спроса по причине неконкурентоспособности. Я наблюдаю свою фокус-группу, и, к сожалению, они предпочитают покупать автомобиль китайский чуть-чуть дороже, но не продукцию Московского завода. Насколько я понимаю, эти автомобили была рассчитаны под каршеринг, под госзакупки. Не знаю, насколько спрос превышает предложение.
Максим Пастушенко, автоэксперт:
— По нынешним меркам, за такие деньги — нормальный автомобиль. Не хуже и не лучше своих одноклассников за свои деньги. Нормальная машина, ничего в ней ужасного я не вижу. Прилично ездит автомобиль. Джаг — довольно серьёзный производитель. Нужно понимать, что есть большая инерция среди народа по бренду. До сих пор все прикалываются по поводу «Москвича». У него не очень хороший имидж. Особенно благодаря всяким Лужковым-Погосянам и прочим товарищам. У меня был «Москвич» последних годов выпуска. Это реально было ведро с болтами. Конечно, остались не самые лучшие воспоминания. Народ относится скептически к самому бренду. Сам факт, если у тебя спросят, на какой машине ездишь… на «Москвиче». Ещё не свыклись с этим.
Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов, член Общественной палаты РФ:
- Сегодня мы видим, что спрос не очень высокий, мягко выражаясь. Поэтому, на мой взгляд, производителям надо адаптировать «Москвич» к условиям нашего климата, погодным условиям. К нашим российским условиям. Сейчас о качестве нового «Москвича» ещё рано говорить, потому что срок эксплуатации пока очень мал. Судить объективно невозможно. Но то, что есть определённые претензии, что объясняет отсутствие высокого спроса — это однозначно. Это видно. Я думаю, если бы производители запустили общественный опрос среди водителей, среди нашего общества, то получили бы замечания и предложения. Я считаю, что обратить внимание на это необходимо.