Ирина Мишина
Напомним, «НИ» рассказали о том, как военные на СВО возмутились качеством уазиков из Зеленодольска, которые получили в качестве гуманитарной помощи. Это была по сути неисправная техника, которая и после ремонта могла просто погубить людей.
«От пуль не сдохнешь, от вашей гуманитарки сдохнешь», — говорит военный из зоны СВО на видео. И затем рассказывает, как даже после ремонта уазики начали разваливаться: «Тормозов нет… Эта техника только на запчасти, покрышки треснули, один выезд — и все. Как на этом можно раненых вывозить? — говорит военный в камуфляже, демонстрируя качество присланной техники. — Позоритесь только! Самим приходится все ремонтировать. Будьте людьми, тут люди гибнут, а вы показухой занимаетесь».
Пользователи сетей выдвигают свои версии произошедшего. Некоторые не исключают незаконные махинации чиновников.
Пользователь под ником Кемска волость пишет: "Скупают хлам на собранные деньги, барыги. Покупают за 50 тысяч, отчитываются что купили за 500 тысяч, вот и весь сказ. СВО спишет, глава в курсе махинаций, не нужно гадать».
С ним согласен Андрей Ваулин: «Процентов на 95, все происходит на доверии, передают наличку из рук в руки (с доказательствами будет напряг), вот какая-то падаль, другого слова не нахожу, и сообразила руки погреть. Но вор должен сидеть».
Чиновники, в том числе глава Зеленодольска Михаил Афанасьев, уже начали оправдываться за неисправную технику. А глава местного отделения «Боевого братства» Марсель Мурзабаев попросил военных «не выплескивать свои плохие эмоции на Зеленодольск» и прекратить панику. В то же время он упомянул неких предпринимателей, которые оказывается отвечали за отправку неисправной техники на СВО.
— Это неправильно было, конечно. Но не знали, что предприниматель отправил, теперь совместно будем делать все, смотреть, помогать. Мы все делаем одно большое дело, —заявил Марсель Мурзабаев.
Как удалось выяснить «НИ», эти два неисправных УАЗа были подготовлены предприятием «Икар ЛТД». Его руководитель Константин Шошин якобы за свой счет покупает б/у машины, восстанавливает их и отправляет в зону СВО. В этот раз также к отправке были представлены фура от завода «Майского» в Лисичанск, два УАЗа от Икара и буханка с мобильными печками.
Предприниматель, отправивший неисправную технику на СВО, остался за кадром и никаких пояснений не дал. Только просил передать, что впредь будет внимательнее.
В этой связи пользователи соцсетей возмущаются: почему технику поставляют в зону СВО бизнесмены, близкие к городским структурам, а не оборонные заводы. И почему это курирует не Минобороны и не Генштаб, а частные бизнес-структуры и общественные организации?
«А где же наше государство с МО РФ, которые не в состоянии обеспечить войска всем необходимым? Для чего нужны эти подачки войскам от народа, который так и норовит, что- нибудь присвоить или отправить на фронт неисправное имущество!», — пишет пользователь под ником Военспец.
Федор Б. также возмущен тем, что общественная организация курирует такое ответственное дело, как техника для СВО: «У нас в стране что, идёт военно- патриотическая игра „Зарница“, гонят помойки на фронт, у нас идёт СВО, и завод " УАЗ» должен обеспечивать фронт техникой, для этого его и создавали, в чем дело? Или все ещё играемся, типа мы ещё не начинали»…
«Во время Великой Отечественной государство само выпускала и отправляло на фронт, а сейчас вообще, что творится?» — пишет пользователь под ником Обворованный властью.
Многие пользователи задаются вопросом, почему государство стоит в стороне от контроля за поставками боевой техники в зону боевых действий.
«Всё это конечно не хорошо, где государство со своими машинами, где госзаказ на эти же буханки для автозавода, заводу ведь он тоже нужен как воздух в наше неспокойное время. Будет поставка новых авто на фронт, не будет проблем. Почему государство устранилось от этого? Чем дольше все это длится, тем хуже будут приходить машины. На авто цены давно не гуманные, и надо понимать что тачку в хорошем состоянии уже никто не отдаст, а хлам — пожалуйста. И завод ничего не делает, и машин на фронте не хватает — парадокс, а с людей, которым тоже нелегко жить, хотят чтоб отдали лучшее. Тут так: либо делай как следует, либо ничего туда не отправляй», — пишет Владимир.
Действительно, вызывает вопросы, почему отправка техники в зону СВО идут в обход государства, за ней не следят специальные комиссии, она не проходит тестирование — ведь речь в конце концов о человеческих жизнях.
Что касается участия бизнеса в отправке в зону СВО, то эти акции вызывают множество вопросов в последнее время. Достаточно привести один пример громкого уголовного дела в Курске. Там разразился громкий скандал, связанный с гуманитарной помощью. Районный Ленинский суд приговорил к пяти годам лишения свободы Татьяну Кметь за хищение свыше полутора миллиона рублей, собранных волонтерскими движениями «Полк Марго» и «СвоихНеБросаемКурск» для нужд военнослужащих, участвующих в СВО. Ее взяли под стражу в зале суда.
Татьяна Кметь предложила свою помощь добровольцам, оказывающим гуманитарную поддержку военнослужащим и мирным жителям в зоне СВО. Она убедила волонтеров в том, что у нее есть возможность приобрести необходимые бойцам товары по низким ценам. Ей поверили и перечислили собранные средства на указанные ею банковские счета для закупки гуманитарной помощи. Но Татьяна Кметь потратила деньги на свои нужды.
«Машины с сертификатом качества приходят на СВО с заводов. К технике, которую присылают в качестве гумпомощи, действительно большие претензии. Вообще отправку всей техники на СВО должны курировать тыловая служба Министерства обороны. Будет правильно, если Минобороны подключится и к контролю за качеством машин и другой техники, которую присылают на СВО, потому что речь о конце концов о человеческих жизнях», — заявил «НИ» генерал-майор МВД Мансур Юсупов.