Posted 15 февраля, 15:49
Published 15 февраля, 15:49
Modified 15 февраля, 16:20
Updated 15 февраля, 16:20
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Двухкомнатная квартира в Имарте за 700 тысяч рублей? Пожалуйста. Дом на 12 сотках недалеко от границы за 3 миллиона? Тоже не вопрос. Еще 5 лет назад это предложение ушло бы с платформы через полчаса, а многие бы засомневались, не мошенники ли предлагают вожделенную финскую дачу по бросовой цене.
Сейчас можно не сомневаться — предложения исходят от добропорядочных граждан, не замеченных ни в каких махинациях. Просто все они оказались в патовой ситуации.
С лета 2023 года владельцам финской недвижимости с российскими паспортами запрещен въезд в Финляндию, если у них нет весомых причин. А какая причина у хозяина домика на озере или двушки неподалеку от границы? Потекла батарея? Холодильник вышел из строя? Нужно заплатить коммуналку? Для финского государства эти причины, в обличие от владельцев недвижки, весомыми не являются, поэтому в Финляндию они не попадут никак — ни через погранпереход, ни на пароме через Таллинн.
Как говорит финский риэлтор Егор, если российский гражданин поедет на пароме как турист, развернут и не пустят.
С 1991 года россияне купили в Финляндии 6614 объектов недвижимости. Пик продаж пришелся на 2008–2010 годы, когда в год приобретали около полутысячи домов и квартир, а в рекордном 2008 году — больше 900.
После начала военных действий в Украине о таких покупках осталось только мечтать. В прошлом году было куплено всего 64 объекта. Владельцы же домиков у озера мечтают от них только избавиться, и чем быстрее, тем лучше. Егор рассказал, что сейчас среди его клиентов с десяток срочно продают дома и квартиры:
— Дома под дачи теперь выкупают финны задешево. Дома потеряли в цене 30%. На финских сайтах дома продают чуть ли не по 150-200 тысяч евро, а строили за 450 тысяч. Очень большой ориентир был на Питер.
У наших соотечественников спросом пользовались старые домики. Во-первых, бюджет был у многих ограничен. Во-вторых, многие действительно использовали финскую недвижимость под дачу, поэтому и благоустраивали дом под себя: стройматериалы возили из Питера, мебель тоже была не эксклюзивной, да и зачем она новая на даче. Такие дома у финнов популярностью не пользуются, говорит риэлтор:
— Финны хотят покупать, но цены в Южной Карелии упали, ценники падают. Молодежь переезжает в Хельсинки, пожилые с хорошей зарплатой строят себе новые дома. Финны не хотят заморачиваться с ремонтом, поэтому старые дома особо не покупают.
Но и эксклюзивное жилье на первой линии подешевело значительно. Владельцы покупали участки земли и строили на совесть. Нередко стоимость доходила до полумиллиона. Теперь они не могут продать эти виллы и за 250 тысяч, и не только потому, что их не хотят купить — просто владельцы не могут их продать.
Главная проблема россиян в том, что продать они могут только таким же россиянам и только в России. У большинства хозяев квартир и домов закрыли счета в банках, и они при всем горячем желании не могут принять деньги.
— С 2007 года активно покупали коттеджи на берегу. Раньше основная масса покупателей покупали в районе 250 тысяч евро. Сейчас нужно рассчитывать только на финский рынок. Но финны не будут передавать чемодан с деньгами в Питере. Если покупатель и продавец могут встретиться в России, то тогда представители в Финляндии подписывают договор купли-продажи. Оплата подтверждается отдельной распиской. Все делается, но банковские переводы невозможны, посещение страны — невозможно, — описывает сложный механизм продаж Егор.
Но даже если кому-то улыбнется удача, и на финский домик найдется покупатель, то тогда новому владельцу придется получать разрешение на сделку у министерства обороны Финляндии.
В военном ведомстве заявили, что россияне владеют более чем 3000 объектами недвижимости вблизи военных баз, стратегических аэродромов и другой критической инфраструктуры. Эти сведения неполные, потому что не учитывают квартиры российских владельцев, а также недвижимость, купленную через финских посредников.
Когда Финляндия была нейтральной страной, никто даже и не заморачивался, кто купил кусок земли у военного аэродрома. Теперь это объект НАТО, и поэтому действуют другие законы. Даже если сделка прошла, все документы местные власти передают военным, и уже они решают, одобрять сделку или нет.
— Вчера звонила клиентка, хочет дом купить в Лахти, так как дочка поступила в финский университет. Спросила, есть ли кто-то в Лахти, кто может отремонтировать? Я задал ей вопрос — есть ли смысл вкладывать в этот дом десятки тысяч евро, и даст ли министерство обороны разрешение на покупку?
У владельцев финских квартир нет ни одного хорошего варианта, и выбирают они между потерять много или все. Насколько владельцы квартир готовы подвинуться в цене, зависит от ситуации каждого человека.
Лидия присматривалась к финской квартире в 2022 году, и уже тогда было ясно, что сложной будет и покупка, и владение:
— Я когда искала и находила продавцов на Авито. Три —четыре дома смотрела. Это сараи, которые в 2022 году стоили на наши деньги 1,5-2 млн рублей. И была тогда большая проблема с оформлением сделок — покупатель из России должен был доказать легитимность заработанных денег. Привезти наличкой и отдать — запрещено. Только безнал с проверкой. Но уже в 22 году (к лету) финские банки перестали открывать русским карты — даже тем, у кого была недвижка в собственности. Сейчас знаю, что многие не могут платить, пересылают деньги как-то финнам знакомым, и те со своих карт платят налоги и коммуналку за русских. Но это все единичные случаи дружбы и помощи.
Расходы на содержание квартир и домов в Финляндии очень высокие. Самая большая проблема — это отопление. Финляндия, как и Россия — северная страна. Это не Испания, где отопления просто нет по факту, тут не будешь топить — все разморозится. Егор рассказывает:
— В прошлом году знакомые нажгли на 800 с копейками евро в месяц. Финны топят камины. Если камин хороший, он три дня держит тепло. Батареи так не работают. Или жители ставят тепловой насос. Есть дорогие системы отопления, которые годами отбиваются. Они готовы инвестировать, они в банке возьмут кредит. В доме коммуналка — 500 евро в месяц, в квартирах — 150 -250 евро.
Можно, конечно, сдать жилье в аренду, это решает проблему с сохранностью, но не с оплатой. Некоторые соглашаются и на такой вариант, тогда жильцы платят УК коммуналку, а остаток арендной платы под честное слово берегут до лучших времен.
Уже сейчас есть полулегальные способы получить или заплатить деньги за недвижимость.
«Есть много предложений по помощи за процент — платите в рублях, мы оплатим в евро. Многие открыли счета в банке Револют, Фридом», рассказывает Егор. Но связываться с «помощниками» на постоянной основе захотят немногие. Там один раз получится, а в другой раз потеряешь все. «Револют» имеет банковскую лицензию в Литве, с ним тоже сложно. Пока действует казастанский финансовый сервис «Фридом», но и он будет работать до тех пор, пока на него не обратят более пристального внимания.
Понятно, что все 6000 владельцев недвижимости в Финляндии не продадут одномоментно свои дома, но если ситуация не изменится в ближайшие год -два, и им придется принимать непростые решения.