Posted 13 февраля, 06:07

Published 13 февраля, 06:07

Modified 13 февраля, 06:34

Updated 13 февраля, 06:34

Грядущее появление объединений мигрантов в Подмосковье вызвало большой резонанс в Сети

«Таджикские автономии» в Подмосковье: почему их создание встревожило россиян

13 февраля 2024, 06:07
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Грядущее появление объединений мигрантов в Подмосковье вызвало большой резонанс в Сети
Москвичи выразили обеспокоенность появившимися в СМИ объявлениями о создании в Подмосковье сети национально-культурных автономий, объединяющих выходцев из стран СНГ. Россияне заподозрили в происходящем скрытую угрозу. В проблеме разбирались «Новые Известия».

Алина Шувалова

Учредительное собрание и сход

В феврале в соцсетях и СМИ начали появляться объявления о том, что сразу в нескольких подмосковных городах планируется создать национальные автономии мигрантов из стран ближнего зарубежья.

Новости о проведении сходов, связанных с возможным появлением таджикских и узбекских автономий, пришли из Лобни, Котельников, Балашихи и других городов столичного региона.

«С какой целью в Подмосковье создают национально-культурную автономию таджиков? Этот шаг даёт мигрантам больше прав и возможностей. Начинаются интересные события! Очевидно, что кто-то систематизирует, организует приезжих. Но для каких целей и задач? Кто это позволяет?», — стали спрашивать авторы многочисленных телеграм-каналов.

Некоторые пользователи заинтересовались, не станут ли места компактного проживания мигрантов в Московской области предвестниками «национально-культурного центра» приезжих.

Однако юристы заверили, что на самом деле ни о каком создании «национальных островков территориальной независимости» в Подмосковье речи не идет: планируется лишь организация культурных центров.

Автономия автономии рознь

Как пояснила в беседе с «НИ» юрист Анна Смирнова, понятие «автономия», то есть способность субъекта действовать на основании самостоятельно установленных принципов, в России трактуется довольно широко.

«В эпоху СССР автономии были видом национально-территориальных образований с преобладающим нерусским населением в составе Союза. С распадом СССР почти все они, за исключением вошедшей в состав Хабаровского края Еврейской автономной области, получили статус республик. Согласно статье 5 действующей Конституции РФ, автономные области и округа являются равноправными субъектами с широким кругом полномочий. В то же время, во многих регионах России существуют национально-культурные автономии, которые не являются административно-территориальными единицами, а действуют в качестве некоммерческих организаций (НКО), и это принципиально разные структуры», — пояснила юрист.

Она уточнила, что работу национально-культурных союзов регламентируют федеральные законы «Об общественных объединениях» и «О национально-культурной автономии».

«В законодательстве четко указано, что целью объединения граждан, относящих себя к определенной этнической общности, является решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, а также помощь в социальной и культурной адаптации мигрантов. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей. Важно, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение», — подчеркнула Анна Смирнова.

Чтобы создать и официально зарегистрировать национально-культурную автономию, нужно не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции направить уведомление в органы исполнительной власти, которые вправе направить на съезд своих представителей.

Все автономии наряду с другими НКО вносятся в специальный реестр. Он открыто размещается в Интернете.

Право на школы и допуск в эфир

Сегодня в России действует множество национально-культурных автономий местного, регионального и федерального уровня.

Они обладают достаточно широкими полномочиями. Например, могут создавать свои СМИ, клубы, театры, музеи, библиотеки, архивы, а также частные школы, детсады и другие образовательные организации с преподаванием на национальных языках.

Автономии также вправе обращаться к местным и региональным властям с предложениями создавать в государственных школах классы и группы с обучением на национальном языке, запрашивать помощь государства для выпуска специальных учебников и подготовки педагогов, работающих в национальных школах.

Государственные телеканалы обязаны предоставлять национальным культурным автономиям эфирное время, а органы власти могут оказывать таким организациям помощь из средств бюджета соответствующего уровня, передавать им имущество в собственность и в аренду. При этом размер арендной платы исчисляется по правилам, установленным для НКО.

"