Ирина Лебухова
В финале сказки этот самый Иванушка-дурачок «срывает куш». Он получает и красавицу жену, и полцарства в придачу, да еще и коня. Психолог Валерий Гут объяснил, какие главные правила жизни сказочного персонажа помогают «прийти к успеху».
Иван-дурак в начале каждой сказки принимает какой-либо вызов. Отправляется в путешествие, принимает вызов на выполнение любой задачи. Будь это убийство змея, спасение царевны и даже поиск «того, не знаю чего». Обстоятельствам он не противится, надо — значит, надо. Вот это и есть одно из важнейших его качеств, считает эксперт.
Он указал, что именно такое поведение показывает главного героя как человека с высоким уровнем адаптивного интеллекта. Он может в кратчайшее время без стресса принимать вызовы и решать проблемы. Времени он не теряет. Причем из всех стадий принятия неизбежного — отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие — он тут же переходит к последней, минуя первые четыре.
Иван всегда идет до самого конца, что бы ни было на его пути. Причем сам он не предполагает, сколько этот путь продлится, и какие на нем повстречаются «безвыходные» ситуации. Однако ни разу в его голове не появляется мысль о том, чтобы отказаться от приключения.
Это и есть его жизненная позиция, его жизненная модель: идти вперед к неизведанному.
Иван-дурак побеждает всегда. Всегда выходит сухим из воды. Его личным «оберегом» становится простодушие. Именно за это качество, собственно, его дураком и называют.
«С психологической точки зрения Иван всегда конгруэнтен: в нем внутреннее и внешнее соответствуют друг другу», — объясняет Валерий Гут.
Им движут доброта, искренность и чистосердечность. Как правило, он неожиданно получает то, что помогает ему победить в конце. Когда Ваня-дурак кому-то помогает, он не просит ничего взамен. Но всегда эта помощь оборачивается для него каким-то подарком, платой — чем-то для преодоления следующего этапа. Будь то нечто материальное, будь то просто подсказка или новое знание.
Иван никогда не боится. Он всегда идет на риск. И берет на себя задачи, с которыми бы другие не справились. Но Ивана это не пугает. Он ищет новый алгоритм, выбирает вариативные стратегии и нестандартные способы решения проблемы. Помогает ему в этом весь предыдущий опыт, который стал его суперсилой. И, конечно, побеждает он и благодаря личным качествам.
Врач указал, что никаких психотравм у Ивана нет. Как и стереотипов. Как и любого другого «психологического мусора». Психика, как и сердце, у него совершенно чисты. Поэтому он может видеть в ситуации то, чего другие никогда не заметят.
Психологи полагают, что дети склонны проигрывать сценарии из сказок при поиске ответа на собственные вопросы, даже бытовые. Именно сказки, истории, мультфильмы закладывают у детей паттерны поведения. Их память не усваивает скучных нотаций, а вот яркий сюжет, иллюстрированный картинками — запросто.
Дело в эмоциональной окраске — она всегда глубоко трогает ребенка. Во время чтения книги или просмотра дети непременно примеряют на себя образ героя. В основном это главный герой, но вовсе не обязательно. Все дело в личных предпочтениях.
«Пробиться» в принцессы упорным трудом и смирением учит нас сказка о Золушке. И хотя там не обошлось без волшебного вмешательства, все мы запомнили то, что героиня трудилась, не покладая рук, да еще и была угнетаема злобной мачехой. Отсюда и распространенная идея о том, что быть послушной домохозяйкой, умеющей все, да еще и на все соглашающейся, это святой долг.
Но что с героинями современных сказок? Диснеевские «Рапунцель» и «Храбрая сердцем» — бунтарки. Они бросают вызов устоям. Таких девочек мы видим сейчас в возрасте десять плюс, отмечают эксперты. Детский психолог и сказкотерапевт Мария Серебрякова согласна, что сказки могут повлиять на взрослую жизнь ребенка:
«Необходимо, чтобы ребенок пробовал себя в разных сценариях: проигрывал и проживал образ не только несчастной Золушки, но и счастливой королевы», — резюмировала эксперт.