Posted 12 февраля, 10:27
Published 12 февраля, 10:27
Modified 12 февраля, 18:34
Updated 12 февраля, 18:34
Ирина Мишина
Федеральная служба безопасности возбудила два уголовных дела — о халатности и превышении должностных полномочий — в отношении сразу нескольких сотрудников Росавиации. Их подозревают в том, что после начала СВО они незаконно вывели из-под российской юрисдикции 59 самолетов и вертолетов. Некоторые из этих бортов попали в недружественные страны, их использовали для оказания военной помощи Украине, сообщили источники в правоохранительных органах. В пресс-службе Минтранса нам также подтвердили факт возбуждения нескольких уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников Росавиации.
«Насколько мне стало известно, наши самолеты продавали в Киргизию, там организовали специальную компанию, которая перепродавала их в недружественные страны. В результате они действительно попали в Украину и участвовали в боевых действиях на стороне противника», — пояснил «НИ» Валерий Шелковников, президент международного консультативно-аналитического агентства безопасности полетов.
В результате допущенных нарушений, с марта 2022 по июнь 2023-го года, в период, когда Росавиацию возглавлял Александр Нерадько, из-под российской юрисдикции незаконно было выведено 59 воздушных судов. Из них 36 бортов Росавиация сняла с регистрации в связи с продажей за рубеж. Покупателями 21 воздушного судна стали резиденты государств, не входящих в ЕАЭС, восемь из которых были реализованы в недружественные страны.
В результате в Украину попали самолеты Ил-76 и вертолеты Ми-8. Три вертолета принимали участие в СВО на стороне противника, а Ил-76 совершали рейсы с выключенными ответчиками. Практика отключения ответчиков позволяет скрывать информацию о маршрутах.
«ИЛ-76 — это военно-транспортный самолет. Самолет такого типа может взять на борт танк, это самолет специального назначения, он используется для перевозки военных грузов. „МИ-8“ — это также военные вертолеты, они используется в стратегических целях. Вывоз таких самолетов и вертолетов за рубеж может быть квалифицировано как государственное преступление», — заявил «НИ» летчик Алексей Кочемасов.
Часть коррупционной схемы
Согласно информации на сайте Росавиации, с марта 2022 года по июнь 2023-го включительно из Госреестра гражданских воздушных судов РФ было исключено 43 борта в связи с их продажей за рубеж. Среди них числятся два самолета Ил-76 и шесть вертолетов Ми-8. Пять из этих восьми бортов (один Ил-76 и четыре Ми-8), по данным портала Russianplanes.net, ранее эксплуатировались в России авиакомпанией «Абакан Эйр».
По информации наших источников в Росавиации, предположительно выведенные из России воздушные суда вылетели из нашей страны под предлогом чартерных рейсов или других программ и должны были вернуться обратно. Однако, ни временный, ни постоянный вывоз бортов не оформлялся.
«Этот случай всего лишь один из примеров уже многочисленных обысков со стороны компетентных органов, которые особенно участились за последние 5 лет (дело Павлюка тому яркий пример). Это дело ещё раз доказывает, что предыдущий руководитель Росавиации Александр Нерадько создал систему в Росавиации, которая больше была сфокусирована на подобных делах, при этом безопасность полетов в РФ оставляла желать лучшего. Об этом свидетельствует мировой антирекорд по безопасности полетов за 20 лет РФ поставила ещё в 2021 году, т. е. ещё до ввода беспрецедентных санкций против гражданской авиации РФ в 2022», — завил «НИ» Андрей Патраков, основатель сервиса безопасности полётов RunAvia
Источник «НИ» в Росавиации в то же время сообщил о возможной коррупции, которая поразила ведомство в последние годы.
«Достаточно сказать, что средняя зарплата в Росавиации составляла 30 тысяч рублей. Понятно, что при такой зарплате человек либо долго не проработает и пойдет искать другое место, либо начнет участвовать в коррупционных схемах. Насколько мне известно, взятки процветали везде. Например, с пилотов коммерческих рейсов брали до полутора миллионов в год, специально на комиссии завышали требования, а потом требовали взятки. За взятки делали разрешительные документы, закрывая глаза на все. Не исключаю, что вывод наших самолетов за рубеж — это часть одной из коррупционных схем. Собственно, когда в сентябре 2023 года глава Росавиации Нерадько ушел в тень под предлогом травмы, силовики стали под него копать. », — рассказал «НИ» на правах конфиденциальности сотрудник Росавиации Андрей Б.
Однако, а у авиационных экспертов остаются определенные вопросы. Не исключено, что сейчас стала видна лишь верхняя часть айсберга, на самом деле это была разветвленная схема с многими участниками и подставными фирмами.
«Коррупционная составляющая в этом деле безусловно присутствует. Но остается вопрос: кто были владельцы этих самолетов? Ведь преступления совершали и лица, которым принадлежали эти борты. Ведь Росавиация отвечает главным образом за то, что происходит в небе, а тут ведомство могло содействовать тому, что самолеты по серым схемами вывозили за рубеж. Но в любом случае владельцы уведомляли Росавиацию о снятии с регистрации самолетов и вертолетов. Как и почему допустили это в ведомстве — большой вопрос. Преступление же состоит в том, что самолеты оказались за границей. Если Росавиация помогала выводить наши самолеты за рубеж — это безусловно заслуживает наказания», — заявил «НИ» главный редактор «Авиа.Ру» Роман Гусаров.
Вместе с тем, источники «НИ» в силовых структурах задаются вопросом: как вообще такое количество самолетов, в условиях дефицита запчастей, могло быть выведено из страны без согласования с правительством?
«Росавиация — государственная структура, и она должна была согласовать эти сделки с кем-то наверху. Можно было ведь изначально предположить, что военно-транспортные самолеты рано или поздно окажутся в Украине. Так что в нынешних условиях вполне можно предположить не только коррупционную составляющую. Диверсию исключать тоже нельзя. И почему эта сделка — 59 самолетов! — прошла мимо правительства и не была там согласована, большой вопрос», — говорит генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.
Все это сейчас выясняет следствие. Но на сегодня уже известно, что сотрудники агентства снимали с регистрации самолеты и вертолеты, нарушая Указы президента РФ от 1 и 8 марта 2022 года № 81 и № 100, а также постановления правительства № 311 и № 312. В частности, сотрудники Росавиации выводили борта из Госреестра гражданских воздушных судов без полного комплектов документов, предоставляли недостоверную информацию о нахождении воздушных судов за пределами России.
«Впереди и резонансное дело, и громкие посадки. Все будет достаточно жестко, потому что речь идет о безопасности государства», — считает генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.