Мария Соколова
Дорожные камеры отлично себя зарекомендовали, по крайней мере с точки зрения поступлений в бюджет: за прошлый год с помощью камер Госавтоинспекция выписала 220,9 млн постановлений об административных правонарушениях — это на 20,4% больше, чем было в 2022 году. Получается, что 92% от всех штрафов за нарушения ПДД теперь выписывают камеры.
С учётом того, что в 2022 году штрафы с камер принесли бюджету 136,8 млрд рублей, по итогам 2023 года можно рассчитывать на сбор почти 165 млрд рублей. 2024 год имеет все шансы побить этот рекорд, поскольку в последнее время камеры стали умнее и научились распознавать новые нарушения. Все привыкли к тому, что они следят за максимальной скоростью, но это лишь малая часть их возможностей. «НИ» выяснили, в какие новые ловушки могут попасть водители.
В январе в Москве на улице Свободы для водителей стало чуть меньше свободы: заработала первая камера, которая контролирует проезд трамвайных остановок. Напомним: когда трамвай остановился, то водители обязаны пропустить всех пассажиров, пересекающих проезжую часть для посадки в трамвай или высадки из него. Остановиться следует или перед жёлтой зигзагообразной разметкой, или непосредственно перед трамваем, если разметки нет.
Опасность заключается в том, что зебры и знака пешеходного перехода на трамвайных остановках нет — необходимо следить за табличками остановок. Эта пробная камера должна будет сохранять не только фото нарушения, но и видеозапись, которую можно приобщить при обжаловании. Если нарушение действительно было совершено, то штраф составит 1,5–2,5 тыс. рублей. Так власти пытаются бороться с наездами на пешеходов: за 11 месяцев 2023 года в Москве под колеса попали 2,4 тыс. пешеходов, 123 из них погибли.
Конечно, сама камера выписать штраф за езду без номеров никак не может — не известно, кому его отправлять. Но теперь в Москве и Московской области камеры могут выявлять машины без номеров и передавать информацию ближайшему экипажу ДПС или на пост. Там такую машину должны остановить для тщательной проверки.
Ещё недавно езда без номеров была в прядке вещей: вы покупаете новую машину, у вас по закону есть 10 дней для постановки на регистрацию в ГИБДД, и всё это время спокойно ездите без номеров. А значит можете безнаказанно нарушать правила. Некоторые особо ушлые водители, чтобы не получать номера, просто каждые 10 дней переписывают договор купли-продажи со свежей датой, и продолжают оставаться незаметными для камер. Сотрудникам ДПС при проверке документов тут придраться не к чему.
Дополнительным поводом для тревоги стало решение Верховного суда РФ, который поддержал решение нижестоящего суда в Омске, запретившего передвигаться по дорогам без номеров. Но там был особый случай: несмотря на договор купли-продажи со свежей датой, выяснилось, что этот же человек на этой же машине получал штраф ещё полгода назад. То есть он умышленно уклонялся от регистрации. Такая попытка сэкономить на штрафах обошлась ему в 5000 рублей.
Если вы не занимаетесь подобными махинациями, а честно купили машину в течение последних 10 дней, то опасаться нечего.
Всё больше регионов применяют камеры, которые распознают непристёгнутый ремень безопасности. И это, пожалуй, самый простой способ получить штраф, не совершая никаких нарушений — нередко камеры ошибаются.
В Саратове водитель легковой «Тойоты» ошибочно получил штраф — перед ним ехал автобус, водитель которого был непристёгнут, и камера посчитала водителя автобуса пассажиром легковушки. Также в Саратовской области другая автомобилистка получила два штрафа за непристёгнутый ремень безопасности: камера приняла за пассажира меховую накидку на сиденье. Оспорить штраф оказалось непросто. В местном отделении ГИБДД ей ничем не помогли, только направили в управление по Саратовской области, которое располагается в столице региона. Туда дозвониться у «нарушительницы» вообще не вышло.
А в Дагестане камера приняла за не пристёгнутого пассажира портрет лезгинского князя и военачальника Хаджи-Давуда, который жил 300 лет назад. Причин для этого штрафа может быть масса: камеры уже принимали за непристёгнутого пассажира и мешки, и плюшевых котов.
Чтобы не получить просто так штраф на 1000 рублей, не стоит надевать на передние сиденья контрастные чехлы и что-то перевозить на них или на панели под лобовым стеклом. Искусственный интеллект, обрабатывающий эти изображения, ещё далёк от совершенства, а при обжаловании штрафа можно потратить немало времени и нервных клеток.
На Урале и в Сибири получают распространение камеры, которые фиксируют разговоры по телефону без использования громкой связи или гарнитуры — отвлекаться от управления автомобилем, держа в руке телефон, у нас запрещено.
В Новосибирске и области водители уже стали получать штрафы за незаконное использование телефонов. В Кемерово камеры за январь 2024 года выявили 90 подобных нарушений. В Екатеринбурге за телефон в руке стали штрафовать чуть раньше — в августе 2023 года. За 5 месяцев 7 камер выписали 1157 штрафов. Такая практика понравилась региональным властям — подобных камер в 2024 году станет больше.
Учтите, что камере без разницы: взяли вы телефон, чтобы с кем-то поговорить, или чтобы посмотреть карту в навигаторе. Штраф за это нарушение по статье 12.36.1 КоАП РФ — до 1500 рублей.
Страховщики давно уже требуют выявлять машины без ОСАГО и выписывать штрафы их владельцам в автоматическом режиме. А то ещё есть люди, которые не платят страховщикам. Но МВД не спешило с такими нововведениями.
Однако глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев в конце прошлого года заявлял, что такая система точно заработает в 2024 году: проверка необходимого программного обеспечения должна начаться в начале 2024 года, потом полгода система будет работать в тестовом режиме. И уже к осени 2024 года может начать выписывать реальные штрафы: за езду без ОСАГО грозит штраф на 800 рублей. Получить его можно будет не чаще одного раза в сутки.
Если вы получили штраф по ошибке, то есть шанс его обжаловать. Сделать это можно двумя способами.
Первый — обжаловать штраф через Госуслуги. Таким образом можно отменить даже оплаченный штраф — деньги вам вернут. Подать жалобу надо в течение 10 дней после получения постановления. У ГИБДД есть 10 дней на рассмотрение жалобы.
Второй — обжаловать штраф через суд. Ехать никуда не надо — подать заявление можно в электронном виде через ГАС «Правосудие». Этот вариант подойдёт тем, кто не верит в объективность сотрудников ГИБДД. Но учтите: суд может рассматривать дело до 2 месяцев.
Дорожные камеры, безусловно, наводят порядок: по данным ГИБДД, только в 28 регионах в прошлом году число погибших в ДТП выросло, в 5 регионах смертность не изменилась. В оставшихся 52 регионах смертность снизилась. Но выявление камерами новых нарушений несет в себе риски появления ошибочных штрафов. Вряд ли власти пойдут на попятную и будут сокращать функционал дорожных камер — так что готовьтесь оспаривать штрафы.