Елена Петрова
5 февраля 2024 года должен был стать для Дениса первым днем двухнедельного отпуска на земле обетованной с интересными поездками, посещением Вечного города и Тель-Авива и празднованием дня рождения, пишет Baza.io. Вместо этого февральский день стал началом тредневного кошмара на границе, унижениями со стороны пограничников и работников МВД Израиля в тюрьме для незаконных мигрантов и депортацией в Россию.
Безвизовый режим был введен между Россией и Израилем еще в 2018 году. Требования к приезжающим у израильских властей мало чем отличаются от, например, европейских — окончание действия загранпаспорта не должно превышать 6 месяцев перед пересечением границы, на руках у въезжающих должны быть обратный билет, бронь гостиницы, подтверждение достаточного количества денег, медицинская страховка. Собственно, это написано на официальном сайте еврейского государства для россиян на чистом русском языке. Казалось бы, какие проблемы — люди приезжают отдохнуть, потратить деньги и вернуться домой. Так и думал Денис — и сильно ошибся. На границе все документы у него забрали, а через час ожидания два комиссара допросили юношу с пристрастием. Больше всего молодого человека поразили причитания чиновников и риторические вопросы: «И зачем вы сюда приезжаете, и вас тут никто не ждет, и вы, русские, всех тут замучали».
После первого допроса ретивые охранители границы провели второй допрос с теми же самыми вопросами и комментариями. По его окончании Денису объявили, что въезд в Израиль для него закрыт, и он будет депортирован.
По приезде в тюрьму вместе с другими гражданами СНГ Денису выдали подушку и полотенца. Постельное белье досталось не всем. В камерах на постелях в несколько слоев лежали грязные простыни, на которых спали другие бедолаги до него. Стены были исписаны автографами сидельцев — 9 из 10 были из России и бывшего СССР. На прогулку выводили три раза в день по 10 минут, врача вызывали сутки, а еда представляла собой сэндвичи с засохшим черным хлебом и два ковша с жидкостью — один с водой, а другой с чаем.
У Дениса на руках были часы — эппл воч. Он попросил охранника их зарядить, но при отъезде они отказывались возвращать дивайс, пришлось отбивать часы с боем.
Ни переводчика, ни консула арестованным не предоставили.
Через 2 суток депортируемых опять повезли в аэропорт. денис стал настаивать на переводчике, на что охранник назвал его глупцом, а потом ударил коленом в пах.
В решении о депортации сказано, что Денис приехал в землю обетованную не смотреть на туристические красоты, а собирался остаться в Израиле нелегально. В качестве обоснования власти страны указали, что у Дениса нет родственников в стране, поэтому ему был запрещен въезд.
«Во всей этой ситуации я опасался, что любое сопротивление расценят как попытку помешать сотрудникам специальных служб выполнять работу и, соответственно, как нарушение закона, поэтому вынужденно проглатывал многое сказанное и сделанное в мой адрес. Но, несмотря на это, въезд на территорию Израиля, мне запрещён на ближайшие десять лет», — рассказал молодой человек.
Россияне присоединились к безвизовым туристам из других стран в 2018 году. Уже тогда отмечалось, что Израиль на порядок увеличил количество отказов во въезде на границе. Если в 2011 году 1870 граждан других стран не смогли въехать в страну, то в 2018 году их стало 19 тысяч. Конечно, при туристическом потоке в 4 миллиона человек в год такие цифры выглядят резонными. После пандемии только 2,67 миллионов туристов были зарегистрированы на въезде, а количество «отказников» меньше не стало. Данных о том, сколько наших сограждан не смогли въехать в Израиль в 2022 или 2023 годах, нет. Зато есть предпандемийный показатель — 6000 тысяч человек были вынуждены вернуться в Россию, несолоно хлебавши. Другими словами — каждый третий из депортированных был россиянином.
Кого имели в виду в Бен-Гурионе работники МВД, рассказывая Денису о «русских, которые всем надоели», неизвестно. Действительно, в 2022 году 50 тысяч евреев из России воспользовались алией. Но это репатрианты, такие же евреи, как и те, кто их принимает на границе, хотя и в этих случаях СМИ рассказывают истории о людях, когда семьи на границе разлучали друг с другом.
У туристов уровень защиты еще меньше. Денису, например, мидовские работники посоветовали обращаться в СМИ, потому что его история — типичная для Израиля.
В 2023 году в Израиль приехали на отдых 159 тысяч россиян. Каждый турист потратил на неделю 145 тысяч рублей, не считая перелета. Таким образом, российские граждане оставили в стране 230 миллионов долларов и стали 4-й страной по количеству прибывающих туристов.
Однако истории, подобные той, что рассказал Денис, заставляют людей задуматься, куда поехать и где потратить свои деньги даже в условиях ограниченных из-за СВО возможностей.
Пограничники в таких странах, как Израиль и США, всесильны, это давно известный факт. В США, несмотря на суперсложную процедуру получения визы и связанной с ней проверкой, последний человек, который решает, разрешать ли вам пересечь границу или нет, будет пограничник. Это написано на разрешении на въезд в Америку. В Израиле ситуация такая же. Конечно, каждая страна вправе может устанавливать свои порядки и правила. Однако обоснование в депортации по причине того, что у въезжающего нет родственников, не выдерживает никакой критики. По этой логике, у миллионов россиян, выезжающих на отдых в Турцию или Таиланд, должны быть турецкие корни или тайские дедушки или бабушки. А как на счет того, что все люди братья?