Юлия Литвиненко
В субботу, 10 февраля, верующие вспоминают святого Ефрема Сирина. В народном календаре эта дата известна как Ефремов день, иногда его называли еще и День Домового.
На Руси люди не сомневались в его существовании. К этому духу традиционно относились как к помощнику: считалось, что если он покинет жилище, то будет беда. Чтобы этого не произошло, его задабривали, угощая кашей с медом и выпечкой.
Домового часто представляли покрытым густой шерстью с большими ушами и длинными когтями. Хорошим знаком считалось увидеть этого духа в нарядном синем или красном кафтане, а вот домовой в черном свидетельствовал о том, что в семью придет горе.
Считалось, что домовой охраняет благополучие в семье и наказывает ссорящихся. Также домовой, по мнению предков, ухаживал за скотом и сторожил хозяйство. Своим поведением или внезапным появлением домовой мог предупреждать об опасностях, отводить несчастье.
Так, например, перед смертью члена семьи он начинает шуметь: воет, храпит, стучит, хлопает дверьми, мяукает. Перед пожаром — стучит в окно, если усердно холит скот — значит будет падёж, а прыгнет с чердака или плачет — ждать беды, если смеётся, то ожидается счастье.
Если же домового рассердить, то он начинает проказничать: прячет вещи, пугает, шумит ночами, может разбить посуду или съесть оставленные продукты.
Люди старались не ссориться, особенно в хлеву и на дворе. Также нельзя было стоять на мусорной куче, а женщине нельзя спать без белья или выходить из дому с распущенными волосами.
Запрещалось занимать любимое место домового или ставить туда какие-то вещи. Если это правило нарушалось, то человек мог заболеть.
При этом считалось, что спастись от разгневанного домового можно бранью и крестным знамением. В хлев для защиты скота приводили животных: медведя или козла, либо вешалась мёртвая сорока или зеркало.