Юлия Сунцова
Как включить людей с синдромом Дауна в общество?
Долгое время считалось, что люди с этой болезнью способны в лучшем случае лишь на примитивный ручной труд.
Но на самом деле они могут гораздо большее: например, оказывать реальную помощь тем, кто в ней нуждается, уверены сотрудники Центра сопровождения семьи «Даунсайд Ап» и сети пансионатов «Опека». На днях стартовал их совместный проект: людей с синдромом Дауна устраивают на работу в московские пансионаты для пожилых людей.
Первые семеро подопечных уже прошли стажировку и, по ее результатам, две девушки с синдромом Дауна были приняты в штат.
Уникальный опыт впечатлил основателей, так что проект продолжит развиваться в 2024 году.
Как будущих сотрудников отбирали на стажировку и что они смогли дать пожилым людям? Рассказываем.
Чтобы рассказать кандидатам о возможностях трудоустройства, центр «Даунсайд Ап» организовал экскурсию в пансионат «Алтуфьевский» для десяти ребят с синдромом Дауна. Кураторы от сети пансионатов «Опека» рассказали гостям об особенностях своей работы, познакомили их с постояльцами и между делом давали несложные поручения.
Такая практика помогла сотрудникам центра сориентироваться, что потенциальные работники реально могут быть полезны в сфере по уходу за пожилыми и престарелыми людьми.
Каждый, кто пожелал стажироваться, получил в поддержку наставников, которые помогали им адаптироваться на рабочем месте.
Так, одна из практиканток, Марина Маштакова, стала первым сотрудником с синдромом Дауна, трудоустроенным в штат в этой сфере деятельности в России. Ее назначили помощником специалиста по уходу за пожилыми людьми.
Через некоторое время в «Опеке» появилась и вторая официально трудоустроенная сотрудница с синдромом Дауна — Людмила. До принятия на работу она стажировалась в пансионате несколько месяцев вместе с четырьмя другими кандидатами.
А педагоги Центра «Даунсайд Ап» проводили специальные тренинги для сотрудников «Опеки», чтобы научить их правильно взаимодействовать со стажерами.
«Обычно это вызывает страх в коллективах: как правильно разговаривать с людьми с синдромом Дауна, чтоб не обидеть? Как реагировать в конкретных неоднозначных ситуациях? Мы подсказываем, отвечаем на все вопросы. Сложности в ходе стажировки были связаны в основном с тем, насколько строго можно и нужно спрашивать со стажеров касательно выполнения их должностных обязанностей. Наш ответ: спрашивать с них надо ровно также, как и с других сотрудников, чтобы они научились выполняли эту работу. В целом, несмотря на отдельные шероховатости, мы смогли отстроить нормальный рабочий процесс, — говорит руководитель направления „Сопровождение подростков и молодых людей с синдромом Дауна“ Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап Юлия Лентьева.
Обучение проходило дважды в неделю по четыре часа с перерывами. Что научились за это время делать стажеры?
Ребята подносили еду пожилым, ассистировали сиделкам, когда те кормили бабушек и дедушек, убирали со столов, проводили утреннюю, зарядку, ремонтировали книги в местной библиотеке, убирали помещения и др.
«Сопровождающий педагог наблюдал, как ребята справляются со своими задачами, как они коммуницируют с сотрудниками, как проявляют инициативу. После того, как наш педагог отлучался, человека с синдромом Дауна брали под свое крыло на рабочем месте куратор от пансионата, — рассказывает Юлия Лентьева.
Людмиле официальное предложение о работе сделали прямо во время стажировки — уже на втором месяце. Мама девушки Валентина рассказала, что прежде дочь ничем подобным не занималась, однако сомнений в том, что ухаживать за людьми ей понравится, не возникало.
«Люда давно хотела работать, постоянно меня просила помочь ей найти место. Когда в Центре предложили стажировку, она согласилась, не раздумывая. Каждый раз с нетерпением ждала четверга, для нее это было событие! Вообще дочке нравится все, что связано с мелкой моторикой: алмазная мозаика, рисование. Но тут она открыла для себя, что помимо этого очень любит помогать. Дома — постоянно включается в уборку, стирку, готовку, все салаты — на ней. Когда, наконец, поступило предложение о работе, она буквально прыгала от восторга. Сказала, что стала, наконец, взрослой. С первой зарплаты мечтала купить подарки всем близким», — поделилась родительница.
Люде, как и Марине, тоже предложили работать в одном из гериатрических центров сети «Опека». Как отметили ее кураторы, пожилые постояльцы отзывались о девушке очень положительно, всё время ее хвалили и интересовались ее жизнью.
Труднее всего девушке дались контроль времени, но в итоге сложность была преодолена с помощью таймера или будильника.
Сотрудники с синдромом Дауна могут успешно встроиться в сферу ухода за пожилыми людьми благодаря высокой эмпатии, отзывчивости и доброте — всё это так необходимо одиноким бабушкам и дедушкам, подытоживают организаторы проекта.
Они считают инклюзию людей с синдромом Дауна своей миссией: генетическая аномалия не должна делать этих людей заложниками, проживающими свою жизнь в четырех стенах.
Необходимо, чтоб люди с синдромом Дауна росли в семьях, учились в общеобразовательных учреждениях, были трудоустроены и взаимодействовали с другими людьми в обществе, а компании должны понимать, что эти люди страстно желают и могут трудиться. И всё это — более чем реально, как показывает практика.
«Задача предпринимателей — не просто трудоустроить человека на конвейер, а помочь ему раскрыть потенциал, помочь использовать свои уникальные навыки. Инклюзия при трудоустройстве сотрудников с синдромом Дауна работает в обе стороны. Для коллектива процесс обучения и кураторства сотрудников с синдромом Дауна — это тоже интересный и новый опыт адаптации», — комментирует основатель экосистемы сервисов для пожилых людей «Опека Family» Алексей Маврин.
Инклюзия сотрудников с синдромом Дауна — это прежде всего часть заботы об обществе и вклад в его будущее, это разумное использование талантов и потенциала целой страты людей. Важно найти подход к таким людям и избежать навешивания ярлыков, добавляет он.
Сейчас «Опека» тестирует варианты трудоустройства людей с синдромом Дауна и в другие сферы жизни и деятельности, а также прорабатывает методические рекомендации для их кураторов.