Posted 8 февраля, 13:41

Published 8 февраля, 13:41

Modified 8 февраля, 14:59

Updated 8 февраля, 14:59

Желание «перекроить» карту возникает у жителей российских регионов регулярно

Новый региональный сепаратизм: почему от Ростовской области решил отделиться район?

8 февраля 2024, 13:41
Фото: 1MI. Желание «перекроить» карту возникает у жителей российских регионов регулярно
Сюжет
Граница
Ростовскую область потряс неожиданный территориальный скандал: село Ремонтное и весь Советский район решили отделиться и перейти в состав соседних регионов — Калмыкии и Волгоградской области. И это далеко не первый случай, когда муниципалитеты требуют «развод» и «фамилию» соседнего региона.

Анна Скудаева

Маршрутка раздора

Резкое сокращение числа автобусов и маршруток в отдаленных населенных пунктах Ростовской области спровоцировало жителей на решительные действия: они задумали отделиться и перейти в состав тех субъектов, где ситуация с транспортом лучше.

Как сообщает издание «Блокнот» со ссылкой на депутата Госдумы Николая Коломейцева, из-за проблем с транспортным сообщением жители отдаленных районов Ростовской области оказались фактически лишены возможности добраться в областной центр.

Как заявил Коломейцев в ходе «круглого стола» в Законодательном собрании области, расположенное на юге-востоке село Ремонтное отдалено от Ростова на 400 километров.

«Автобусы ходят туда крайне редко. Местным жителям проще доехать до Элисты в Калмыкии, она расположена всего в 60 километрах», — пишет «РостовГазета».

С аналогичными проблемами столкнулись и жители Советского района Ростовской области. Им в условиях «транспортной оптимизации» оказалось легче добираться в столицу соседней Волгоградской области, чем в «родной» Ростов, где периодически приходится посещать всевозможные инстанции.

Власти Ростовской области, узнав о столь резонансных «инициативах снизу», пообещали обратить более пристальное внимание на решение текущих проблем муниципалитетов, чтобы остановить дальнейшее распространение центробежных настроений.

По данным местных жителей, проблемы с транспортным обслуживанием отдаленных райцентров начались после того, как власти, желая сбросить с себя обязанности по содержанию общественного транспорта, передали его в частные руки, а перевозчики, подсчитав рентабельность рейсов в малонаселенные дальние деревни и поселки, решили «оптимизировать» маршруты. Это привело к недовольству со стороны местного населения.

Пока официальных заявлений о проведении референдумов со стороны властей «мятежных» районов не поступало. Однако проблема региональных переходов в России не нова.

В 1990-е годы Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, Еврейская автономная область выделилась из Хабаровского края, Чечено-Ингушская АССР разделилась на две республики: Чечню и Ингушетию. В 1994 году Сокольский район Ивановской области перешел в состав Нижегородской области. В начале 2000-х прошла массовая волна по объединению регионов в границах укрупненных либо вновь образованных Пермского, Красноярского, Камчатского, Забайкальского краев, а также Иркутской области. В 2012 году территория Москвы выросла более чем вдвое за счет прилегающих районов Московской области, а в 2018 году Сунженский район Ингушетии, невзирая на протесты значительной части местного населения, перешел в состав Чечни, в результате чего Ингушетия потеряла около 7% своей территории.

Даешь водопровод и парк!

В последние годы из разных регионов страны поступало немало инициатив об изменении действующих границ субъектов, однако многие из них так и не были реализованы.

Так, например, в 2022 году жители Катайского района Курганской области захотели отделиться от своего региона и присоединиться к Свердловской области, где уровень жизни, по их мнению, выше. Однако провести необходимый для этого референдум инициаторам перехода не удалось. Да и сама нищая Курганская область совсем не против войти в состав богатой Тюменской области. Такую перспективу курганцы обсуждают уже много-много лет.

В сентябре 2021 года территориальный скандал потряс Башкирию: жители уфимского микрорайона Шакша запустили петицию, в которой потребовали отделения от Уфы или преобразования в Шакшинский район. Свои требования шакшинцы обосновали тем, что столичные власти практически не уделяют внимания развитию их микрорайона, превратив его в «гетто» без необходимой инфраструктуры для жизни и отдыха людей.

По их мнению, власти отдают предпочтение другим территориям Уфы, а в развитие Шакши средств практически не вкладывают. В итоге для того, чтобы попасть в бассейн или покатать детей в парке на каруселях, жителям Шакши приходится выезжать в другие районы. В ответ власти кинулись гасить скандал и поспешили заверить «бунтарей», что необходимые культурные, торговые и спортивные объекты в микрорайоне в ближайшее время появятся.

В 2017 году маленькая деревня Пыхтино в Новой Москве, расположенная в 10 км от МКАД, решила отделиться от столиц. Поводом для предложенной жителями административной реформы стали утомившие их коммунальные трудности: из-за масштабного высотного строительства в ближайших окрестностях колодцы в деревне обмелели.

Власти долго обещали провести селянам водопровод, но за 11 лет так и не смогли этого сделать. Отчаявшись дождаться милостей от столичных властей, обитатели деревни выдвинули инициативу вернуться «под крыло» Московской области. Написали петицию, разослали ее на сайты госорганов власти. При этом многие подписанты честно признались, что реально заниматься организацией референдума по отделению им не хочется: под флагом «сельского сепаратизма» многие мечтали лишь ускорить появление в домах исправно работающих унитазов и горячей воды в кранах.

Прямой билет в ЕС?

В 2012 году еще более необычную инициативу выдвинули жители подмосковного Домодедово, которые решили отделиться уже не от ближайших соседей, а от всей Российской Федерации, пожелав создать отдельную республику и вступить «напрямую в Евросоюз». Даже обращения специальные направили в ЕС и президенту Путину. Однако дальше лозунгов дело не пошло: жителям объяснили, что законно реализовать их идею на практике не получится.

Тем не менее, мысль «ушла гулять в народ», и уже через два года о желании отделиться от Москвы и стать «автономной республикой» заявили жители столичного района Теплый Стан.

Основной причиной возмущения граждан стала «варварская точечная застройка», ухудшающая качество жизни людей и жалобы на нарушения прав человека при реализации девелоперских проектов. Активисты даже создали в Интернете петицию на имя президента РФ о желании создать «Теплостанскую Народную республику». Но и эта инициатива реализована не была. Выяснилось, что для реализации такого «парада суверенитетов» в действующем законодательстве страны легального механизма нет.

Как пояснила в беседе с «НИ» юрист Анна Смирнова, механизм преобразования муниципальных образований в России регламентирован статьей 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

«В законе указано, что для преобразования муниципалитетов, как правило, требуется стечение нескольких факторов: наличие воли властей и согласие населения, определяемое либо на местном референдуме, либо посредством выражения воли представительного органа каждого из муниципалитетов. Если же речь идет об изменении границ регионов, то здесь решения местных и региональных властей недостаточно», — пояснила юрист.

Она уточнила, что статья 67 Конституции РФ разрешает изменение границ между регионами с их взаимного согласия. И в соответствии со статьей 102 Конституции РФ полномочия по изменению границ регионов относятся к ведению Совфеда.

«Такие инициативы рассматривают сенаторы по взаимному желанию субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить. Для того, чтобы инициатива прошла, от обоих регионов в Совфед должны поступить надлежащим образом оформленные документы с обязательным обоснованием целесообразности изменения границ, с приложением карт, заверенных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии», — уточнила Анна Смирнова.

Что же касается инициатив по сецессии (выходу какой-то территории из состава РФ), то действующей Конституцией РФ такое право регионов не предусмотрено. Более того: основной закон запрещает любые призывы к нарушению территориальной целостности страны, напомнила Смирнова.

«Искать, кому выгодно»

Как прокомментировал ситуацию с территориальными перипетиями в Ростовской области политолог Константин Калачев, нынешняя ситуация больше похожа на «инструмент шантажа региональных властей».

«Тема раздута искусственно, Калмыкия не настолько привлекательна. Тут проблема не с „сепаратизмом“, а с коммуникацией. А если взять шире — с отношениями муниципальных и региональных властей», — убежден эксперт.

По его мнению, эта история «безусловно, отражается на позициях губернатора Ростовской области».

«Регион богатый, желающие занять его место есть. Звонок прозвенел. Звонок понятный — не надо было до такого доводить. А уж если тема получила такой резонанс за пределами региона — ищи, кому выгодно», — предположил политолог Константин Калачев.
Подпишитесь