Юлия Сунцова
На Колыме сломался единственный туалет на сотни километров вокруг.
Уборная находилась в круглосуточном кафе в поселке Ларюковая Сусманского района на колымской трассе, соединяющей областной центр Магадан с множеством сел и городов. Обычно этим туалетом пользовались пассажиры рейсовых автобусов, автомобилисты и дальнобойщики— санитарная остановка была единственной в радиусе 600 километров.
С 24 января туалет не работает. Сотрудники кафе доложили: «туалет перемёрз».
Теперь справлять нужду людям приходится на улице при 50-градусном морозе, прямо на снег, отбиваясь при этом от стаи полудиких собак, которых прикармливают в кафе.
«В помещении туалет не работает. Идите, куда хотите, как говорится. С нами на маршрутном такси ехала бабушка. От безвыходности она присела на улице. А кругом машины паркуются и люди смотрят. Шубой прикрылась, а мы собак отгоняли от нее. Страшное дело. У пожилого человека стресс. Она даже обедать не смогла», — рассказывает пассажирка автобуса.
Расстояние от разных посёлков Колымы до Магадана по трассе — сотни километров и до полусуток в пути, и всё это время дети, пожилые и взрослые не могут справить свои естественные физиологические нужды, добавляет девушка.
Примечательно, что отсутствием туалетов на колымской трассе еще в 2019 году в ходе заседания регионального правительства возмущался губернатор Сергей Носов. При этом он назвал проблему «вечной».
«На дороге нет туалетов, люди едут по 8 и более часов, им нужно куда-то ходить. Мало того, зимой туалеты должны быть теплыми, и вообще их кто-то должен содержать. Нужно выяснить, чья это сфера ответственности, кто должен их строить, и за чей счет», — адресовал он задачу министру дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области Алексею Шуганцеву.
С тех пор ничего не изменилось. Видимо, чиновники всё еще размышляют, чья же это зона ответственности.
Но еще более примечательно, что в 2014 году власти уже заказывали и оплачивали в рамках государственно-частного партнерства строительство на федеральной дороге «Колыма» трех биотуалетов.
Два должны были появиться на трассе Магадан-Балаганное-Талон и еще один — на трассе Палатка-Кулу-Нексикан. «Туалеты будут монтировать в соответствии с постановлением Правительства об обеспечении дорог объектами сервиса», сообщало тогда ГТРК «Магадан».
Модульные конструкции для Магаданской области изготовил московский опытный завод гражданской авиации. Стоимость одной кабины обошлась бюджету региона в 1 миллион рублей.
Биотуалеты действительно появлялись на какое-то время, свидетельствуют жители Магаданской области. Однако из-за того, что не были заключены контракты на их обслуживание, кабинки пришлось удались после того, как они были заэксплуатированы донельзя.
Однако Колыма — не единственный регион, жители которого лишены возможности пользоваться нормальными уборными. Согласно исследованию, поведенному в 2015 году, оборудованных туалетов на тот момент не было у 27,8% россиян.
По более свежим данным Росстата, у 2,68 млн домохозяйств в России все еще нет никакой канализации, 11,8 млн россиян пользуются септиками и выгребными ямами.