Ирина Мишина
Госдума новый законопроект еще не рассматривала, но текст проекта уже опубликован на сайте. «НИ» изучили его, чтобы разобраться, какие изменения он внесет в действующее законодательство.
Суть нового закона в том, что сожительницы погибших участников СВО в Украине смогут заключить с ними брак посмертно и получить право на наследство, а также все причитающиеся выплаты. Законопроект внесли в Госдуму депутат Павел Крашенинников, а также сенаторы Андрей Турчак и Андрей Клишас.
Устанавливать факт «брачных отношений» в случае смерти одного из участников будет суд. Признать сожительство (именно так сейчас юридически называется формат отношений, который в просторечии мы зовем «гражданским браком») браком суд может, если мужчина и женщина проживали вместе и вели общее хозяйство не менее трех лет. Если в этом союзе родился совместный ребенок, то достаточно года совместного проживания.
Датой заключения брака в этом случае будет считаться день, когда мужчина и женщина начали жить вместе. И тут возникает простор для множества произвольных толкований.
Все это уже вызвало бурное обсуждение в соцсетях.
Пользователь под ником «Мимо проходил» замечает: «Интересно, как общий ребенок будет признаваться, если неизвестно, чей это ребенок… при рождении у нас в стране нет нормы по умолчанию проводить тест на отцовство, так и после задним числом как это будет выглядеть. Представляю, сколько сейчас потирают ручки в ожидании миллионов за погибшего… Если мужчина не оформлял отношения, то значит были основания».
Сергей Акилов пишет: «Бред какой- то, родители, подвиньтесь, тут „типа жены“ хотят денег похоронных».
Вообще, вопрос о признании браком фактических отношений президент поднял еще в декабре.
Во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека президент заявил: «Надо подумать о том, как быть с такими женщинами, которые оказались в известной ситуации (гибели партнера в зоне СВО. — прим. ред.), у которых нет свидетельства о браке с тем мужчиной, со своим любимым человеком, с которым они жили вместе на протяжении какого-то времени». Президент отметил, что в таких союзах нередко рождаются дети, и поручил проследить за тем, чтобы они не остались без поддержки. И если понадобится — откорректировать законодательство.
По мнению юристов, законопроект пока еще «очень сырой». В частности, в нем не прописано, как гражданский муж или жена должны доказывать, что состояли в «брачных отношениях», — в каждом случае суд будет выносить решение индивидуально.
Говоря о возможных поправках в декабре, президент упоминал «предусмотренные законом способы установления факта проживания в гражданском браке». Судебная практика показывает, что совместное проживание можно подтвердить, например, свидетельскими показаниями и единым адресом регистрации. Какие доказательства понадобятся для установления именно супружеских отношений, сказать пока сложно — до сих пор в современной России не было возможности признать такой союз официальным браком, так что и судебной практики на этот счет нет.
Тем не менее адвокаты, к которым обратились «НИ», дали некоторые комментарии.
«Факт брачных отношений может быть установлен только по суду. Доказательством будет совокупность фактов — договора, чеки, фотографии, совместные поездки, другие материалы, свидетельские показания. Иных способов не вижу», — считает адвокат Екатерина Рой-Григорьева.
«Идея, пожалуй, неплохая. Но подтверждать и доказывать эти обстоятельства может быть совсем непросто. Кстати, и в свидетельствах о рождении детей в таких случаях вне брака далеко не всегда указывают отцов — чтобы иметь статус матери-одиночки и получать пособия. В общем, нужно посмотреть, как будут прорабатывать дальше законопроект, а потом — как будет развиваться практика применения. Гражданский брак вообще может быть признан фактическим, если супруги живут вместе не более 3-х лет», — заявила адвокат Любовь Гончарова.
— Если этот закон будет принят, необходимо будет вносить поправки в Семейный кодекс и в Гражданский кодекс. Вообще, если речь идет о праве наследования, законопроект надо серьезно доработать, потому что это может вызвать необоснованные имущественные претензии и разногласия», — резюмировала адвокат.
Как известно, в СССР Кодекс законов о семье, браке и опеке 1926 года допускал признание фактических брачных отношений официальным браком. В 40-х годах регистрация отношений для признания брака стала обязательной, исключение делали только для случаев, когда один из пары погиб на фронте или пропал без вести — тогда вторая сторона могла обратиться в народный суд с заявлением о признании брака официальным на основании ранее действовавшего законодательства. С тех пор, впрочем, законодательство не раз претерпело существенные изменения.
Несмотря на то, что законопроект о браке с погибшим участником СВО только внесен и, по мнению юристов, не достаточно доработан, он скорее всего будет принят. Многие законопроекты, так или иначе касающиеся спецоперации, проходят довольно быстро. Например, на прошлой неделе был принят законопроект, ставший известным как Закон о конфискации имущества за фэйки об армии. От внесения его на рассмотрение Госдумы до утверждения в третьем чтении прошла всего неделя.