Posted 6 февраля, 13:27
Published 6 февраля, 13:27
Modified 6 февраля, 13:29
Updated 6 февраля, 13:29
Иван Зубов
Во вторник 6 февраля исполнилось ровно 20 лет со дня чудовищного теракта, который произошел в половине девятого утра на перегоне метро на Замоскворецкой линии между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Тогда, в результате взрывов в вагоне электропоезда на перегоне метро «Автозаводская–Павелецкая» погиб 41 человек, 143 человека получили ранения тяжелые и средней тяжести, и еще 105 человек — легкие. По этому поводу к памятной доске, которая висит на станции метро «Автозаводской» пришли десятки людей, чтобы возложить цветы и почтить память погибших.
Наше издание в те дни посвятило множество материалов подробностям этого события. Взрыв произошел во втором вагоне поезда, в районе двухместных кресел около первой левой двери. Поскольку это пространство замкнутое, взрывная волна пошла вдоль всего поезда. Олин из участников следствия рассказал тогда: «Второй вагон раздулся, как шар, третий, наоборот, сжался. Пассажиров второго вагона, находившихся неподалеку от эпицентра взрыва, разорвало на куски и разметало по путям. Многие скончались от баротравм и ранений. Соседние вагоны пострадали в меньшей степени: первый вагон вышел из зоны взрывной волны благодаря скорости, а на четвертом вагоне сила взрыва начала „гаснуть“. Мощность взрывного устройства специалисты оценивают в 2–5 кг в тротиловом эквиваленте».
А вот свидетельства пассажирки этого поезда: «Мы долго шли, а может, и быстро, я не знаю. Время словно остановилось. Я ехала с Каширки в третьем вагоне с конца. Много народу было. На „Автозаводской“ еще люди зашли. Мы только разгоняться начали, и тут раздался громкий хлопок. Затем скрежет, свет замигал и погас. Сразу гарью запахло. Кто-то по переговорному устройству кричал машинисту, чтобы он дверь открыл. Двери открылись, и дыма еще больше стало. Затем я услышала, что надо выходить и идти назад.
Первыми спустились парень и девушка. Они мне помогли вниз слезть, и я пошла вперед. Впереди меня тоже люди шли. Все молчали. Только иногда кто-то предупреждал: «Осторожнее». Это значит, под ногами лежит человек. Живой или мертвый. Не знаю. Мы просто перешагивали и шли дальше. Так молча, один за другим, вышли к «Автозаводской». Стали подниматься по лесенке. Я фактически ничего не понимала. У меня одна мысль в этот момент была. Муж две недели назад с инфарктом попал в больницу. И я очень хотела, чтобы он ничего не знал. А в итоге я теперь в этой же больнице! Хотя скоро выпишусь, мне повезло!»
Тогда же руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор Михаил Виноградов объяснил нашему изданию, как повели себя машинисты и пассажиры во время этого теракта:
«Когда случился этот взрыв, вначале возникла паника. Ее не могло не быть, поскольку ехали совершенно обычные люди, неподготовленные к подобным ситуациям. Кто-то уже начал разжимать двери, выпрыгивать из окон. Когда толпа в панике начинает убегать, кто-то непременно падает на землю, оказывается затоптанным…
В данном случае панику грамотно «погасили» всего трое человек. Во-первых, машинист, объявивший, что произошла вынужденная остановка. Этими словами он успокоил тех, кто находился в дальних вагонах, так как люди не понимали, что случилось. Во-вторых, офицер МЧС, ехавший в третьем вагоне и взявший на себя руководство ситуацией непосредственно в эпицентре взрыва. В этом случае толпа всегда ориентируется на лидера, а он своими грамотными, спокойными командами не дал разрастись истерии. В-третьих, врач из этого же вагона, которая начала оказывать посильную помощь пострадавшим. В таких случаях люди, сохраняющие спокойствие, действуют отрезвляюще на всех. Начинается цепная реакция: сначала успокаиваются те, кто рядом с лидерами, потом те, кто стоит подальше. Люди начинают трезво размышлять, осознавая произошедшее».
Через три года в феврале 2007-го суд приговорил обвиняемых в организации этого преступления троих террористов в пожизненному заключению и выплате пострадавшим компенсации морального вреда в размере более 7 миллионов рублей. Непосредственным же исполнителем теракта стал смертник Анзор Ижаев, который пронес в рюкзаке в вагон метро взрывное устройство весом почти 19 килограммов с поражающими элементами — болтами и гайками.
Этот теракт стал поводом для усиления мер безопасности в московском метро, после него вагоны и станции метро стали снабжать камерами видеонаблюдения, а на входах устанавливать металлоискатели.
Увы, приходится констатировать, что за время, прошедшее с тех пор, эта и другие подобные даты по понятным причинам уже не вызывают былых эмоций. Да и сам терроризм, который считался чуть ли не главным проклятьем наступившего 21-го века, таковым в России быть перестал.
А ведь еще недавно наша страна 3 сентября каждого года дружно отмечала День солидарности в борьбе с терроризмом. Эту памятную дату в 2005 году приурочили к трагическим событиям в школе № 1 города Беслана, где с 1 по 3 сентября 2004 года в результате теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей.
В этот день в России принято вспоминать и все другие многочисленные теракты, произошедшие в Москве, Волгограде, Буденновске, Волгодонске, Чечне и других городах и регионах страны.
Тут любопытно то, что несмотря на то, что исполнителей этих преступлений и называют террористами, на деле, это самые обыкновенные убийцы, вдохновлявшиеся самыми разными мотивами, в детали которых, как правило, следствие в таких случаях не входит. Наименование же терроризм дан этому явлению исключительно для удобства.
В столице России по этому поводу можно вспомнить много чего. Вот только краткий трагический перечень терактов, произошедших в Москве в период террористического разгара с конца 1990-х по конец 2000-х годов.
09.09. 1999. Жилой дом на улице Гурьянова. 109 погибших, более 200 раненых; 13.09. 1999. Жилой дом на Каширском шоссе. 124 погибших, 7 раненых;
08.08. 2000. Подземный переход под Пушкинской площадью. 13 погибших, 122 раненых;
23.10. 2002. Захват заложников в Театральном центре на Дубровке. 130 погибших;
05.07. 2003. Тушинский аэродром, где проходил рок-фестиваль «Крылья».16 погибших, 59 раненых;
09.12. 2003. Вход в гостиницу «Националь» на Моховой улице. 6 погибших, 14 раненых;
06.02. 2004. Поезд метро на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». 41 погибший, 250 раненых;
31.08. 2004. Площадь у станции метро «Рижская». 10 погибших, 51 раненный;
21.08. 2006. Черкизовский рынок. 14 погибших, 50 раненых;
29.03. 2010. Станции метро «Лубянка» и «Парк культуры». 37 погибших, 65 раненых.