Posted 6 февраля, 09:20
Published 6 февраля, 09:20
Modified 6 февраля, 09:23
Updated 6 февраля, 09:23
Игорь Злобин
О новом повороте в репрессивной политике белорусского режима сообщают зарубежные СМИ со ссылкой на новый указ Александра Лукашенко. Интересно, что при ранении гражданского лица, оказывать ему медицинскую помощь должны тоже военные, сказано в документе, опубликованном 3 февраля, но подписанным Лукашенко еще 1 февраля 2024 года.
В том числе там говорится, что при исполнении возложенных на них задач, и учитывая сложившуюся обстановку, военнослужащие вправе применять против граждан не только физическую силу, но и спецсредства, и технику, и оружие. Причем военнослужащий не будет нести ответственности за ранение или смерть гражданского лица в случае, если он применил оружие в соответствии с требованиями устава, а должен лишь незамедлительно уведомить об этом прокурора и органы предварительного следствия.
Ранее же, как утверждают белорусские правозащитники, действия военнослужащих, превысивших свои полномочия, влекли за собой ответственность, установленную законодательством.
Вероятнее всего, Лукашенко решил во всеоружии подойти к возможным проявлениям массового недовольства в стране, как это было в 2020 году. Тогда силовики действовали предельно жестко, теперь же понятно, что предела жесткости уже не будет, коль скоро новый указ фактически легализует стрельбу на поражение. Самое же главное здесь состоит в том, что легализует он применение насилия со стороны армии, а не только правоохранительных органов, несмотря на то что в цивилизованных странах армия строго поставлена над политикой, и призвана лишь отражать внешнюю агрессию.
Это обстоятельство ставит режим Лукашенко в один ряд с самыми репрессивными режимами мира. К примеру, в 2015 году подобные же изменения были внесены в законодательство Венесуэлы. Они дали право военным применять против демонстрантов боевое оружие в случаях, если они ощутят угрозу для своей жизни. А ощущения каждого конкретного человека могут быть какими угодно, особенно в состоянии стресса.
Тогда министр обороны Венесуэлы откровенно заявил, что это решение было принято после ожесточенных столкновений между военными и протестующими против режима президента Мадуро в 2014 году, которые продолжались не менее трех месяцев и унесли жизни нескольких десятков человек, в том числе, и полицейских. Разумеется, что правозащитники назвали эти правила неконституционными.
А вот в 2020 году президент Филиппин Родриго Дутерте тоже разрешил и полиции, и военным стрелять на поражение. Правда, поводом для этого послужила пандемия, и выступления против ограничений с нею связанных. Таким образом филиппинские власти пытались обуздать массовые беспорядки или нарушения при раздаче еды во время всеобщего карантина в стране.
«Мои приказы полиции, военным и местным чиновникам: если начинаются волнения, если они будут отбиваться и если возникнет угроза вашим жизням, можете их застрелить», — заявил тогда в своем телеобращении к нации Дутерте.
Однак в отношении Беларуси совершенно не понятно, какие обстоятельств заставили Лукашенко принимать столь жесткие решения, ведь в последние три года никаких массовых акций «экстремистов» в стране не было.