Мария Соколова
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в январе 2024 года выросли в 1,6 раза по сравнению с прошлогодними показателями, и достигли 675,2 млрд рублей. Но это меньше 712,7 млрд рублей, которые по плану требуются бюджету. Зато февраль отыграется: ожидаемые поступления превысят план на 195,4 млрд рублей. Еще и сборы налога на непредвиденную прибыль превзошли ожидания почти на 20 млрд рублей. Деньги буквально рекой льются в российский бюджет.
В начале 2023 года российская казна чувствовала себя куда хуже, чем сейчас. Но дефолта не случилось, несмотря на высокие оборонные расходы.
Как правило, в официальных заявлениях говорится, что основным драйвером стал ненефтегазовый сектор. Власти говорят, что растет промпроизводство: в прошлом году оно прибавило 3,5%. Получается, что промышленность в стране развивается, выпускает продукцию, и налоги пополняют федеральный бюджет.
Но так ли это на самом деле? «НИ» проанализировали недавно опубликованную Минфином статистику об исполнении бюджета за 2023 год и нашли ответ.
За последние 10 лет доходы федерального бюджета выросли более чем в 2 раза: с 13,02 трлн рублей до 29,12 трлн рублей. Если сравнивать со счастливым допандемийным 2019 годом, то рост почти полуторакратный. Как говорил глава обанкротившегося «Роснано» Анатолий Чубайс, «у нас очень много денег».
Итоговые показатели удивили ещё и потому, что нефтегазовые доходы за прошлый год сократились почти на четверть — до 8,82 трлн рублей. Зато прочие (ненефтегазовые) доходы выросли сразу на 4,06 трлн рублей (или 25%) — до 20,3 трлн рублей. Вот он успех после многолетних попыток слезть с нефтяной иглы! Но есть нюанс…
Доходы, связанные с внутренним производством, выдохлись и больше не могут показывать прежнюю динамику. Если в 2022 году они выросли до 1,32 трлн рублей (+16%), то в 2023 году прибавка вышла на 0,85 трлн рублей или 9%. Такие показатели в прошлом году обязаны в первую очередь сборам внутреннего НДС, который составил 690 млрд рублей.
Ранее «НИ» писали, что рост промпроизводства в России обеспечен вовсе не увеличением выпуска товаров в натуральном выражении, а их подорожанием. Люди покупают товары (от пресловутых яиц до автомобилей) по повышенным ценам и тем самым обеспечивают повышенные сборы налога.
Налогов с производства для бюджета оказалось недостаточно. И тут на помощь приходит импорт. При ввозе товаров также необходимо заплатить НДС по ставке 20%, а также пошлины и акцизы.
Вроде страна переходит на всё отечественное, пытается распрощаться с зависимостью от импорта, но связанные с импортом доходы выросли на 51% -до 5,7 трлн рублей. Всё это неизбежно сказывается на стоимости импортных товаров. Вот так из карманов простых людей невзначай вытянули почти 2 трлн рублей.
Конечно, сказывается увеличенное потребление импортных товаров, например, китайских автомобилей. Но нельзя забывать, что ценники на импортные товары продавцы устанавливают в валюте, а налоги мы оплачиваем в рублях. Чем слабее рубль — тем больше налогов заплатят россияне.
Если в 2022 году средний курс доллара составлял 68,49 рублей, то в 2023 году он вырос на 24% — до 85,16 рублей. То есть почти половина от добавленных импортных сборов была обеспечена девальвацией рубля. И выбора у потребителей нет: отечественная промышленность не может удовлетворить спрос.
Отпускать рубль в свободное плавание оказалось очень выгодно. Раньше внимание всегда акцентировалось на том, что дешёвый рубль помогает нефтегазовым поступлениям, а оказывается, что ещё больше дешёвый рубль помогает вытягивать деньги из людей.