Ирина Королёва
Найти участкового оказалось для меня невыполнимой миссией.
Сначала поводом для поисков участкового стали соседи, которые делали ремонт 24 часа в сутки без перерыва на выходные. А потом — кража смартфона у ребенка. Нет, в ОВД округа мне конечно дали телефон, по которому участковый «возможно, бывает» и даже назвали его фамилию. Но заветный телефон молчал — сутки, двое, трое, а опорный пункт оказался закрыт. В какой-то момент мне стало казаться, что участковый — это вообще какой-то мифический персонаж, которого кто-то придумал. Причем много лет назад, когда в стране еще водились «Дяди Стёпы» из детских книг про добрых милиционеров.
Хочу сразу сказать, что так не повезло не только мне одной, а всему нашему подъезду, который уже давно страдал от мигреней по причине злосчастного ремонта. Минимум 5 человек разыскивали нашего участкового, но тщетно.
А потом еще новая беда приключилась: у ребенка украли смартфон в автобусе. В районном ОВД сказали, что надо искать участкового: дескать, он на районе всех воришек в лицо знает и моментально вычислит. Но и тут участковый оказался совершенно неуловим: телефон его не отвечал, а в опорном пункте было закрыто. Более доступным, чем участковый, оказался оперуполномоченный, который после длительного ожидания в ОВД согласился принять и даже возбудил дело.
Возник вопрос: где был участковый и чем он был занят? Нет, конечно, если верить фильмам, у него постоянный обход территории и «работа с населением». Подозреваю, что на весь наш квартал, в котором с десяток многоквартирных домов, одного участкового просто физически не хватало. Но теперь участковый, видимо, станет еще более недоступным: у него появятся новые обязанности. А именно — профилактические беседы с теми, кто порочит Вооруженные силы и распространяет фэйки об армии.
Как следует из приказа МВД, «профилактировать» участковые будут лиц, которые уже привлекались к ответственности по статьям о дискредитации российской армии, а также о пропаганде нацистской атрибутики или символики. Как говорится в документе, «индивидуальная профилактическая работа» будет включать в себя «беседы, наблюдение за поведением и образом жизни лиц, состоящих на учете, опрос родственников и их соседей, применение мер административного принуждения».
В настоящее время участковые, как известно, также обязаны вести профилактическую работу с бывшими заключенными по тяжким и особо тяжким статьям, рецидивистам, лицами, состоящими на учете в наркологических диспансерах, и прочими подозрительными лицами.
По поводу новых обязанностей участковых были даже внесены изменения в Приказ о службе участковых полиции, в пункт о категориях лиц, с которыми положено проводить индивидуальную профилактическую работу. Он дополнен лицами, нарушившими статьи КоАП о дискредитации армии, пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций, а также теми, кто совершил преступления «против порядка управления либо посягал на общественный порядок и общественную безопасность при проведении публичных или официальных спортивных мероприятий».
То есть участковые теперь по сути превращаются в пропагандистов-агитаторов и должны будут заниматься работой, возложенной, на политических и государственных деятелей. Не обладая при этом ни соответствующими знаниями или навыками, ни — чего уж там — авторитетом.
«У участкового и так 100 функций, дай Бог с заявлениями о бытовухе разобраться, а тут еще и разъяснительные беседы. При этом профессиональных навыков у большинства участковых нет, они не агитаторы и не психологи», — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.
И все это закончится формальной галочкой о проведении работы.
«Почему политики вешают все это на неподготовленных людей? Чтобы все провалить? Вспомним, как при СССР компартия вела работу с людьми, а сейчас депутаты, как правило, имеют нулевой авторитет среди населения. И что может сказать участковый кроме „это нехорошо“? Возникает вопрос: как вообще фэйки об армии соотносятся с участковыми? Ведь этим в МВД занимается управление „Э“, логичнее дискредитацией армии заняться этим специалистам, а не участковому, замотанному бытовухой. В общем, в МВД нашли очередного стрелочника», — резюмировал Александр Михайлов.
Тут не лишне вспомнить, что Приказом от 29.05.2019 г. «О несении службы участковыми уполномоченными полиции» было в частности предписано: «Исключить практику поручения участковым уполномоченным полиции проверок по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких преступлениях или заявлениям и сообщениям, не относящимся к компетенции полиции».
Может быть, участковых освободили от работы по ловле воришек именно для того, чтобы повесить на них функции пропагандистов и агитаторов?