Posted 5 февраля, 10:10
Published 5 февраля, 10:10
Modified 5 февраля, 17:55
Updated 5 февраля, 17:55
Ирина Мишина
По данным источников в Росавиации, у самолета, который вылетел из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, но вернулся в аэропорт вылета, после взлета лопнуло лобовое стекло.
Этот инцидент стал еще одним в череде происшествий, который преследуют нашу авиацию с начала этого года. За 2023 год число авиапроисшествий в России выросло более, чем вдвое — авиакомпании зафиксировали минимум 74 различных поломки оборудования. На каждые 100 тысяч вылетов происходило около 10 происшествий. По мнению опрошенных экспертов «НИ», большинство аварий связаны с санкциями, введенными после начала СВО.
Вот печальный список авиапроисшествий только за январь.
— 12 января Як-42 выкатился за пределы полосы в аэропорту Архангельска. Борт авиакомпании «Арктика» следовал с архипелага Новая Земля. Никто из 5 членов экипажа и 54 пассажиров не пострадал.
— 15 января у пассажирского Boeing 737-800 авиакомпании «Якутия» при вылете из Якутска развалилась шина одного колеса. Система левого колеса правой стойки шасси разрушилась при разбеге с нарушением герметичности. Самолет благополучно совершил посадку в Москве.
— 17 января самолет Ту-204 «Почты России» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту города Мирного. Предварительной причиной происшествия назвали позднее касание полосы.
— 27 января самолет S7 Airlines не смог вылететь из аэропорта Домодедово в Анталью. Telegram-канал «Авиаторщина» сообщил, что пилоты прервали взлет из-за помпажа первого двигателя. Boeing 737-800 самостоятельно зарулил на стоянку.
Похожий случай произошел в этот же день с другим самолетом S7 Airlines. Boeing 737-800 отправлялся из Улан-Удэ в Москву, борт вырулил на взлетно-посадочную полосу и приступил к разбегу, однако пилоты прервали взлет. Командир воздушного судна доложил о помпаже левого и правого двигателей.
— 29 января совершил аварийную посадку в аэропорту Якутска самолет Superjet 100 авиакомпании «Якутия», выполнявший рейс из Харбина. Причиной стало задымление в переднем багажнике. Никто не пострадал — после посадки все 30 пассажиров и 9 членов экипажа эвакуировались по надувным трапам на взлетно-посадочную полосу.
В этот же день у Airbus A320 авиакомпании S7 отказал правый двигатель при заходе на посадку в Домодедово. На высоте 1200 метров пилоты доложили о неисправности. Самолет выполнял рейс из Омска в Москву, посадка прошла благополучно.
К сожалению, все это — звенья в цепи неудач, которые преследуют нашу авиацию последние годы.
Валерий Шелковников, президент Международного Консультативно — аналитического агентства «Безопасность полетов», лауреат Госпремии СССР, сообщил «НИ» сенсационные факты:
«Еще в 2021 году безопасность полетов в России стала худшей в мире. Абсолютно все катастрофы с воздушными судами, сертифицированными на перевозку 14 и более человек, в Европейском и Североатлантическом регионах ИКАО произошли именно у нас в стране. Это 40% от общего числа трагедий с человеческими жертвами. По остальным регионам цифры такие: Азиатский — 20%, Африканский — 30%, Североамериканский — 10%. Только в гражданской авиации по количеству погибших мы почти в два раза опередили Африку! Сейчас ситуация еще печальнее. Такое количество авиаинцидентов связано и с международными санкциями, и с отказами техники».
Наиболее частыми причинами инцидентов становятся помпаж двигателя и выкат самолета за пределы взлетно-посадочной полосы. Помпаж — это срыв работы авиационного двигателя. Его неполадка часто сопровождается громкими хлопками, иногда извержением пламени.
В качестве причины авиаинцидентов некоторые эксперты называют увеличение количества авиаперевозок. «В 2023 году мы перевезли на 10 миллионов пассажиров больше, чем в 2022-м. То есть на 10% увеличилось количество полетов и времени, проведенного самолетами в воздухе. Соответственно, и возможное количество отказов должно было бы увеличиться», — считает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Однако, в профессиональной среде находят и другие, более глубокие причины.
«Не хватает запчастей. По безопасности полетов до сих пор нет государственной программы и госплана обеспечения безопасности перелетов. Чаще всего выходят из строя двигатели, это самая дорогая и сложная часть самолета. Было несколько случаев двойного помпажа, то есть отказа двигателей. На прошлой неделе это произошло с Boeing — 737. Говорили, что подвел антиобледенитель — раньше был импортный, потом его заменили. Но опять суть в отказе от импорта. Что касается выкатов за взлетно-посадочную полосу, то тут есть такой момент, что хуже чистят, но раньше были импортные реагенты для очистки… В целом раньше за безопасность полетом отвечали зарубежные авиационные власти, сейчас за все отвечаем мы, и не всегда эффективно», — сообщил НИ основатель сервиса безопасности полётов RunAvia Андрей Патраков.
Вообще, по словам экспертов, проблемы с безопасностью полетов в России были последние 15 лет, после введения санкций они только обострились. При этом официальная информация не всегда учитывает отдельные инциденты. А если их считать — число происшествий в авиации будет буквально космическим.
«Да, сегодня действует система сокрытия фактов. Потому что за инциденты вводят санкции к авиакомпаниям. О некоторым вещах мы узнаем задним числом. Например, только после аварии самолета Falcon в Афганистане мы узнали, что он не прошел техобслуживания и пилоты не имели лицензии. Сейчас мы отвечаем за культуру безопасности полетов сами, а выяснилось, что культуры этой по факту нет», — считает основатель сервиса безопасности полётов RunAvia Андрей Патраков..
Пути выхода из этой ситуации предложили в Международном консультативно- аналитическом агентстве безопасность полетов.
«Такое количество авиаинцидентов связано и с международными санкциями, и с отказами техники, — говорит руководитель агентства Валерия Шелковников. — Но прежде всего нам надо срочно внедрять общемировые концепции и методы предотвращения авиапроисшествий.
Что это значит? Изменить отношения к расследованию серьезных инцидентов. Выкатился, например самолет за взлетно-посадочную полосу, остались метры до оврага — бросай все и расследуй как не состоявшуюся катастрофу. Только такое отношение должно быть к серьезным инцидентам.
Во-вторых, в России не создана система конфиденциальных добровольных сообщений. Руководство Минтранса, авиационной отрасли находятся в информационном айсберге. В результате Росавиация не знает, где зарождается беда, хотя наше Агентство много лет предлагает внедрить проект Кассандра, основанный на общемировой концепции отслеживания цепи не связанных между собой событий. Это должна бать мощная аналитическая работа. Санкции на безопасность полетов безусловно влияют, но должен быть переход на общемировые стандарты безопасности с принятыми во всем мире подходами».