Posted 2 февраля, 11:40
Published 2 февраля, 11:40
Modified 2 февраля, 11:42
Updated 2 февраля, 11:42
Алина Шувалова
Популярные цифровые технологии набирают обороты в ведущих российских музеях. Одним из пионеров в этой сфере стал Государственный Эрмитаж в партнерстве с «Интерросом» .
Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные организаторов цифрового проекта по созданию арт-токенов при помощи технологии блокчейн.
По данным информагентства, токены выпустили на платформе «Атомайз».
«Это первые в России NFT-токены, выпущенные в полном соответствии со вступившим в силу в 2021 году Федеральным законом „О цифровых финансовых активах“. Новый инструмент в художественной среде уже назвали „арт-токеном, — говорится в сообщении.
Как пояснил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, «арт-токен — это новый вид художественной публикации, цифровая репродукция».
По его словам, такая репродукция уникальна вдвойне: во-первых, она закрепляет права только за приобретателем и музеем, а во-вторых, она фиксирует уникальное, более не существующее состояние картины, в ходе реставрации.
«По сути, мы предлагаем инвесторам срез с процесса реставрационной работы. Этого не делал никто», — рассказал Пиотровский.
По мнению заведующего кафедрой истории искусств и гуманитарных наук РГПХУ им. С. Г. Строганова, члена-корреспондента Российской Академии Художеств Кирилла Гаврилина, выпуск арт-токенов на произведения искусства может стать новым эффективным инструментом для вовлечения граждан в поддержку и сохранение культурного наследия страны.
«Токенизация сокровищ мировой и российской культуры, хранящихся в фондах сотен музеев по всей России, будет способствовать как популяризации их собраний среди граждан, так и привлечению средств для поддержки деятельности самих музеев», — полагает эксперт.
Хотя на западе токены на произведения искусства уже давно приобрели большую популярность, созданием арт-токенов на этапе среза процесса реставрационной работы не занимался никто. Эрмитаж в этом плане стал первооткрывателем. Работа в этом направлении велась с 2017 года. Как отметили представители Эрмитажа, в цифровой формат на сегодняшний день переведены три фрески школы Рафаэля из собрания Эрмитажа: «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу».
Обладателями токенов стали частные российские покупатели, среди них — глава «Интерроса» Владимир Потанин. Он выкупил 20 токенов на фреску «Венера и Адонис» и передал коллекцию в дар Эрмитажу.
Благодаря созданию токенов Эрмитаж уже сумел заработать свыше 4,5 млн рублей. Эти деньги музей намерен направить на продолжение реставрационных работ.
Напомним, проект, подразумевающий выпуск отечественного аналога NFT-токена на произведения искусства, был представлен в сентябре прошлого года на площадке Восточного экономического форума (ВЭФ).
Проект «Цифровое искусство» вызвал большой интерес не только со стороны участников ВЭФ, но и в среде искусствоведов. Организаторы отмечали, что выпуск NFT в России был реализован впервые без иностранных представителей — криптобирж и блокчейн-платформ.
Участникам российской программы цифровых репродукций пояснили, что приобретатели токенов будут проходить идентификацию на ресурсах Росбанка, что даст им гарантию защиты, как с юридической так и с финансовой стороны.
Покупателям токенов, которые приобрели оцифрованные произведения искусства, пообещали предоставить членство в «Клубе цифровых меценатов» при Государственном Эрмитаже.