Posted 2 февраля, 06:44
Published 2 февраля, 06:44
Modified 2 февраля, 11:51
Updated 2 февраля, 11:51
Ирина Мишина
Ольга Созинова — многодетная мама пятерых детей. Случилось так, что просрочила платеж, и у нее образовался долг за квартиру в 16 тысяч рублей. Правда, потом выяснилось, что сумма с начислением штрафов больше — 29 тыс. Судебные приставы среагировали быстро, оценив квартиру всего в 3, 8 миллиона, тогда как её стоимость, по словам Ольги, составляет от 5 до 7 миллионов рублей.
Долг в 26, 9 тыс. действительно, согласитесь, небольшой. Неужели после этого молнеиносно может последовать отъем квартиры и ее выставление на торги?
«Постановление об аресте имущества мне не прислали, оценка квартиры тоже произведена не была, — рассказывает Ольга Созинова. — На торги ее выставили сразу же, при этом мне не прислали ни постановление об аресте имущества, ни экспертизы, ни оценки квартиры».
Все это достаточно странно, потому что приставы, согласно Постановлению пленума Верховного суда № 50 от 2015 года, должны руководствоваться соразмерностью накладываемого на имущество ареста. В данном случае соразмерность соблюдена не была.
При этом Ольга получила уведомление от пристава, который пригласил ее на беседу в Управление судебных приставов через портал Госуслуг, и даже назначил время встречи: 1 февраля в 0 часов 0 минут.
Акт об оценке имущества Ольге Созиновой выдали не сразу, и из него она узнала, что оценка ее квартиры была проведена структурой, находящейся почему-то в Тюменской области.
Сам факт того, что квартира многодетной матери за небольшой по нынешним временам долг была выставлена на торги, вызывает множество вопросов. Но ответы на них оказались не такими уж и приятными для Ольги Созиновой.
«НИ» связались с Главным управлением Службы судебных приставов по Нижегородской области. Там нам сообщили, что квартира, на которую был наложен арест, является не единственным жильем для Ольги Созиновой и ее семьи. С момента возбуждения исполнительного производства должник не воспользовался правом на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения. Также оказалось, что задолженность женщины составляет на самом деле 29,6 тысячи рублей, а не 16, как она говорит, и она не принимает мер для ее погашения.
Ссылаясь на положение п. 41 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2015 года № 50, приставы объяснили, что имеют право наложить арест на необходимое имущество для погашения долга, если гражданин не предоставил сведения о другом имуществе. Также, по словам судебных приставов, Ольга Созинова не приняла мер по оспариванию или обжалованию действий судебного пристава-исполнителя в установленном законодательством порядке. А арестованное жилье выставлено на торги для того, чтобы побудить женщину к оплате долга.
Адвокаты, с которыми удалось побеседовать «НИ», допускают, что судебными приставами могли быть допущены ошибки, но их необходимо было тут же обжаловать. Но женщина этого не сделала, она предпочла обратиться к журналистам и предстать в роли жертвы.
«К сожалению, этот случай, в котором с неприглядной стороны фигурирует служба судебных приставов, показывает, какими способами это ведомство в погоне за увеличением денежных сборов готово действовать. Из практики могу сказать, что очень часто у граждан списывают долги в нарушение закона — например, поступающие на счета мамам пособия на детей. Как действовать в таких случаях? Либо писать заявление приставу, записываться к нему на прием лишь в определенные дни, выстаивать очередь. Другой вариант — оспаривание незаконных действий приставов в судебном порядке. Но это не обычное гражданское дело. Для оспаривания законов или действий чиновников установлен отдельный порядок. Судебные процессы растягиваются на многие месяцы», — пояснил «НИ» адвокат по вопросам недвижимости коллегии «Домбровицкий и партнеры» Станислав Станкевич.
Все, что произошло с Ольгой Созиновой, — поучительная история. Она говорит о том, что платежи в наше время лучше не пропускать, а если задолженность неизбежна — вовремя просить о рассрочке.
«Что произошло на самом деле? Женщина, попавшая в неприятную ситуацию, могла пропустить платеж, потому что проживала в другой квартире и пропустила информацию на Госуслугах. В общем, решила, что долг небольшой, как-нибудь ситуация потом разрешится. Выяснилось, что такой алгоритм сейчас не работает. Следить за начислениями на Госуслугах — это гражданская ответственность. Квартиру у женщины отнимать естественно не будут, ее выставление на торги — способ побудить к погашению долга. Главное, чтобы это незамедлительно произошло. Впрочем, она может добиться рассрочки или отсрочки, но теперь уже только через суд», — пояснила «НИ» адвокат по гражданским делам Любовь Гончарова.
Как бы сочувственно мы не относились к многодетной Ольге Созиновой, невнимательность и юридическая неграмотность в этой истории очевидны. Понятно и то, что сегодня судебные приставы действуют без снисхождения и предельно жестко, и чтобы оспорить их решения, требуется время и нервы, а результат мало предсказуем. Так что проще — платить вовремя и по счетам.