Posted 1 февраля, 07:47
Published 1 февраля, 07:47
Modified 1 марта, 09:07
Updated 1 марта, 09:07
Юлия Сунцова
Запланированный на ближайшие три года дефицит столичной казны (а всего в 2024–2026 гг. он с составит рекордные 1,1 трлн рублей), по-видимому, толкает власти Москвы на тотальную инвентаризацию и поиск новых путей заработка. Но не всегда эти изыски оказываются «экологичными», если вспоминать о принципах устройства цивилизованного общества.
Например, контролеры в московском общественном транспорте всё больше стали походить на наспех сколоченные банды. Концентрация таких «группировок» зримо увеличилась.
От окончательного перехода в криминальную субкультуру их отделяет, пожалуй, только форма и сам факт того, что зарплату им выплачивают государственные предприятия.
В остальном — различий мало.
Во-первых, концептуально изменился облик контролера. Спокойных бабушек-пенсионерок поменяли на коренастых молодых мужчин и женщин. Как правило, кадры эти — из других регионов. Не удивимся, если физическая сила и способность к драке (при необходимости) стала одним из профессиональных требований для устройства контролером на транспорте в Москве. Хотя официально такое, конечно, не афишируется.
А еще система оплаты труда контролеров завязана на «стимулирующие» или на выработку, из которой и складывается основная часть их зарплаты.
Но палочная система всегда ведет к тому, чтобы создавать нарушителя, а не предотвращать его.
В Москве перевозками в общественном транспорте занимаются подведомственные правительству столицы организации: ГУП «Мосгортранс» и ГКУ г. Москвы «Организатор перевозок». Их же наделили правом на отлов безбилетных пассажиров.
На HeadHunter можно узнать, какие требования к соискателям на позицию контролёра на наземном пассажирском транспорте предъявляет, например, «Организатор перевозок».
Это: стрессоустойчивость, но при этом же «умение проявлять тактичность, деликатность и выдержку в общении с пассажирами, в сочетании этих качеств с требовательностью», внимательность, грамотная речь, образование — не ниже среднего.
Потенциальным контролерам предлагается зарплата от 67 000 до 85 000 рублей (до вычета налогов), при этом работодатель честно предупреждает: в состав зарплаты зашиты «выплаты стимулирующего характера» (то есть надбавки к зарплате ставятся в зависимость от результата, от количество составленных протоколов).
Тактичность и деликатность? Хм… Интернет-пространство сегодня завалено видеороликами с потасовками и драками пассажиров с контролёрами в салонах столичного транспорта и метро.
Врач Лилия А. зашла в автобус в своем районе Новогиреево в Москве с тяжелыми сумками и попыталась побыстрее занять место, чтобы не стоять с грузом всё время пути. У Лилии не было намерений прокатиться зайцем. Сразу же после того, как пристроила сумки, она полезла в кошелек за проездным и собиралась приложить его к валидатору.
Но сделать этого не дали контролёры, которые буквально собственными телами защитили экран.
— Отрезок пути между остановками был минутный, поэтому я не успела приложить карту до следующей после посадки остановки. Трое женщин, так скажем, крупного телосложения вступили со мной в рукопашный бой. Я вежливо их попросила — мол, не заграждайте экран, но слова не действовали на них совсем, тогда я попробовала протиснуть карту в зазор между их телами, чтобы всё-таки оплатить проезд. Они схватили меня за руки, толкнули и буквально утроили драку. Потом, несмотря на мое твердое намерение оплатить проезд, стали требовать паспорт. Когда объявили мою остановку, они насильно не выпускали меня из салона, а потом еще час силой удерживали на конечной станции, пока не прибыла полиция.
Полиция, как рассказывает Лилия, тоже не церемонилась — в машину «опасную преступницу» тоже запихивали силой — только теперь уже это делали мужчины.
Наша собеседница задается вопросом: разумно вот так тратить человекочасы работающих на государство служащих?
Оспорить сам штраф Лилии не удалось. Но в официальном ответе от ГУП «Мосгортранс» признались, что поведение контролёров было неправомочным. Сотрудникам «не рекомендуется применять физическую силу к пассажирам и все спорные ситуации должны быть урегулированы путем переговоров», говорилось в ответе.
Оказаться в ситуации Лилии, кстати, вполне могут и пассажиры в давке, когда действительно не было возможности прорваться к терминалу. Всех их штрафовать?
Активист Максим Тарасов также отмечает, что сотрудники компаний-перевозчиков не имеют права изымать у пассажира социальную карту или иной другой проездной документ. Тем не менее они через раз делают это, чтобы шантажировать: потребовать взамен на его возврат показать паспорт.
Однако, с точки зрения российского законодательства, предъявление гражданином своего паспорта контролёру (для составления протокола) — тоже остаётся под большим вопросом. Требовать удостоверение личности имеют право только сотрудники правоохранительных органов и то в исключительных случаях.
Таким образом, если говорить о законных методах, контролёр может только предложить предполагаемому нарушителю добровольно сообщить сведения о себе, и, если он отказывается это делать, вызвать на место совершения нарушения полицейских, которые установят личность и передадут перевозчику данные для составления протокола.
Но тут возникает еще одна проблема — как не дать предполагаемому «зайцу» сбежать до приезда полиции?
Ограничивать свободу передвижения гражданина, если только вы опять же не сотрудник правоохранительных органов и у вас на руках нет постановления о задержании или заключении человека под стражу, НЕЗАКОННО! Удержание человека против его воли противоречит принципу Конституции и ст. 127 Уголовного кодекса.
Контролёрам это прекрасно объясняют их инструкторы, поэтому когда они насильно удерживают пассажира, то произносят следующие фразы:
«Мы не мешаем вам пройти, мы просто тут стоим!»,
«Мы не ставили вам подножку, вы сами упали»,
«Мы не преграждаем вам путь, мы просто держимся за поручни»,
«Мы вас не хватаем, это вы нас хватаете» и так далее.
Законный путь — долгий путь, поэтому организации-перевозчики просто нанимают на работу «вышибал». Полицейские и суды всячески содействуют «вышибалам», потому что формально нарушитель есть, а вопросами надлежащего оформления кто у нас заморачивается? Да и штрафы в государственную казну опять же пойдут — всё на благо Родины.
На 1000 проштрафившихся, дай бог, найдется один принципиальный гражданин, который захочет и сможет отстоять себя в суде — невелики издержки.
В ответ на методы, которые расцениваются в обществе как силовые и нецивилизованные, растет число самоорганизующихся сообществ, выдающих инструкции по борьбе с хамством и беспределом контролеров.
Всё это говорит о том, что проблему нужно решать по существу, и система применения наказаний за безбилетный проезд явно требует пересмотра.
— За полгода жизни вне России так отвыкаешь от этого треша в общественном транспорте, что потом, когда снова в него попадаешь, испытываешь культурный шок. Вот эти конфликты длиною в маршрут, когда несколько людей стаей окружают одного пассажира и на глазах у всех его прессуют. Потом начинается взаимное махалово, рукоприкладство, гонки по салону. За концертом вынужден наблюдать весь салон. Кто-то из свидетелей обязательно начинает тоже орать — защищая пассажира или контролеров, не важно. Жалко всех: и «зайца», и этих людей в форме оттого, что у них такая скотская работа. Их же все ненавидят, хотя вроде они что-то нужное по сути делают. Неужели в нашем веке нельзя настроить работу системы более тонко, более гуманно? — рассказывает «НИ» Григорий Т. (живет в Испании).
Юрист Валерий Новичков несколько лет назад в суде Ижевска отменил постановление о штрафе пассажира, который не оплатил проезд на момент его проверки контролёрами. Судья тогда встала на сторону безбилетника. Почему? Суд пришел к выводу, что штраф был наложен незаконно, потому как, согласно договору публичной оферты, компанией-перевозчиком пассажиру оказывается рядовая платная услуга, с точки зрения гражданского законодательства, и, если иное не оговорено, он может оплатить ее в любой момент на свое усмотрение, даже по факту ее оказания, то есть в случае с общественным транспортом — при выходе из салона.
Но единый федеральный штраф за безбилетный проезд был отменен в 2021 году. После этого урегулирование платы за проезд в общественном транспорте было передано в компетенцию субъектов РФ, поэтому конкуренции правовых норм в регионах с федеральными нормами больше не существует, так из КоАП РФ этот вопрос исключен. Теперь каждый регион устанавливает свои правила и, соответственно, штрафы за безбилетный проезд. В Москве нарушитель заплатит 2000 рублей, а в каких-то областях такого штрафа нет вовсе — например, в Магаданской, Томской и Сахалинской областях, — комментирует адвокат Яна Воробьева.
В Москве правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) утверждены Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 N 797-ПП. Согласно эти правилам, оплата за проезд в столице производится при входе в транспорт (то есть до следующей после посадки остановки).
Согласно п. 6 и 7 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, пассажир обязан подтвердить факт оплаты своего проезда «в течение всей поездки по требованию работника перевозчика…», то есть доводы о том, что провести оплату возможно в течение всей поездки опровергаются. Доводы нарушителей о возможности оплаты проезда на протяжении всего маршрута отвергаются также и судами на всех уровнях, — комментирует ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.
Ранее проблему с безбилетным проездом решали контролеры, неотлучно присутствующие в салонах автобусах, трамваев, троллейбусов. Во многих городах России эта система всё еще действует. Когда цифровизация поглотила Москву, живых контролеров ликвидировали, какое-то время плату за проезд контролировали водители на входе, потом турникеты устанавливали прямо в дверях транспорта. Позже турникеты отменили с аргументами о том, что это якобы сильно замедляет наполнение салонов и движение транспорта: «поездки стали быстрее и комфортнее».
Однако, если сегодня провести настоящий народный опрос, спросить людей — а готовы ли вы пожертвовать лишней минутой своего времени, чтобы больше никогда не наблюдать сцены с силовыми трюками контролёров? А вдруг приживётся?
В городах Турции, к примеру, проблему с безбилетниками решили очень просто. Турникеты для считывания проездных документов устанавливают не в дверях самих автобусов, трамваев и троллейбусов, а перед входом на посадочную платформу. Посадочная платформа ограждена от городского пространства, так что попасть на нее можно только одним способом: заранее заплатив за проезд. Автоматы для пополнения проездных карт установлены тут же. И никаких вам толп, драк с контролёрами, да и просто соблазнов заделаться в «зайцы» не возникает.
Второй вариант. Непопулярный. Но имеющий право на существование. Еще в прошлом году Мосгортранс с гордостью отрапортовал, что весь московский общественный транспорт, наконец, снабжен камерами видеонаблюдения, и сделано это «для безопасности пассажиров». А для бессмертия пассажиров в одном салоне «может быть установлено до 14 камер видеонаблюдения»!
Так и чего добру пропадать? Соедините это глобальное видеонаблюдение с вашей хваленной системой распознавания лиц в транспорте. Некоторые же люди добровольно регистрировались в FacePay и, значит, выдали муниципалитету право на контроль их проезда по собственному лицу.
Не всё же за политическими активистами следить. Тут, по крайней мере, инструмент, в которого влили уйму бюджетных средств, действительно будет работать по своему прямому назначению — организация безопасности и пресечение нарушений.