Ирина Лебухова
В опубликованном на портале правовой инфоромации документе говорится, что сотрудники подразделений транспортной безопасности с 1 сентября нынешнего года наделяются правом пресекать работу беспилотных аппаратов в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности.
Теперь работники транспортной безопасности смогут сбивать беспилотники с помощью подавления или преобразования сигналов дистанционного управления дронами, «воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения самих беспилотников».
При этом порядок принятия решения о пресечении работы БПЛА и перечень должностных лиц подразделений транспортной безопасности, уполномоченных на принятие такого решения, будут определяться Ространснадзором по согласованию с ФСБ.
До сегодняшнего дня применять антидроновые системы могли только силовики. Однако власти предполагают дать такую возможности и компаниям, и гражданам. Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ, межведомственный орган при Минцифры, который занимается распределением частот; в его состав входят также представители Минтранса, ФСБ, МВД, Минобороны, Минпромторга) готовится позволить применение мощных и среднемощных антидрон-решений, но только если силовики не будут против. Предприятия же давно просят властей разрешить им самим устанавливать глушилки для дронов.
В прошлом году правительство закрепило решение о распределении радиочастот для создания единой инфраструктуры управления гражданскими беспилотниками. Речь идет об отдельной радиочастоте — 5030–5091 МГц. По мнению экспертов, если централизованно управлять частотой, на которой управляются дроны, то и контролировать их можно будет тоже централизованно. Но это если брать в расчет только «законные» беспилотники.
По мнению гендиректор RunAvia Андрея Патракова, это не поможет в противостоянии несанкционированным дронам, поскольку злоумышленник не станет действовать в рамках закона. Официально регистрировать он свой БПЛА явно не станет, а значит, тут необходим рискоориентированный подход в части регулирования самой отрасли беспилотных авиационных систем».
Вопрос о регулировании дронов поднимается в стране еще с 2015-го. Тогда же была сформирована рабочая группа «Аэронет» Национальной технологической инициативы, занимавшаяся этим направлением. Однако результатов не принесла. Эксперт полагает, что сейчас от серой зоны, в которой применение дронов просто не регулировалось, Россия вышла уже к зоне черной — когда дроны практически под запретом. Если такими темпами идти с антидроновыми системами, то и их загонят в черную зону, считает Андрей Патраков.