Posted 1 февраля, 16:49
Published 1 февраля, 16:49
Modified 1 февраля, 16:51
Updated 1 февраля, 16:51
Мария Соколова
Пассажирам рейса Пермь-Сочи 1 февраля повезло: дебошир проявил себя и начал буянить ещё на земле, до взлёта. Экипаж вызвал на борт полицию, и хулигана вывели из самолёта. Вылет задержался только на 40 минут. А вот на рейсе Сургут-Москва в январе ситуация была куда сложнее. После употребления мефедрона 40-летний пассажир стал себя неадекватно вести, разбил стакан, порезал себе руки и плевался в пассажиров. Дебошира связали до передачи полиции, а самолёт совершил вынужденную посадку в Перми.
Посадка самолёта может потянуть за собой задержку рейса на несколько часов. Хорошо, если пассажиры возвращаются с отдыха напрямую в город назначения и уже никуда спешат. Но у кого-то пересадка на другой самолёт, у кого-то отходит поезд, кто-то спешит на деловую встречу. Из-за дебошира люди могут понести большие убытки. Разбираемся, что с этим делать.
Если посмотреть голливудские фильмы, то может сложиться впечатление, что в каждом самолёте на всякий случай летит вооружённый маршал, который может вмиг повязать любого преступника.
На самом деле успокаивать хулиганов приходится силами бортпроводников и, может быть, других пассажиров. К тому же усмирение буйных клиентов долгое время находилось в правовом вакууме. Только в июне 2021 года Владимир Путин подписал закон о присоединении к Монреальскому протоколу, который изменяет Конвенцию о преступлениях на борту воздушных судов. С этого момента стало возможно применять к авиадебоширам законы государства, где самолёт совершил посадку. Раньше надо было применять законы страны, где зарегистрирован самолёт, а это, как правило, были карибские офшоры.
И в 2022 году вступили в силу новые правила усмирения буйных пассажиров. Экипажу дали право использовать пластиковые наручники и нейлоновые ремни для связывания дебошира. Такие сдерживающие средства можно использовать при возникновении угрозы безопасности полёта, а также жизни и здоровью экипажа и пассажиров. Угроза может быть даже словесной. Ругань нецензурными словами тоже попадает под это определение. Рот нарушителю кляпом не заткнут, но связать руки и пристегнуть к креслу можно.
Монреальский протокол позволяет даже другим пассажирам применять силу для предотвращения противоправных действий. Но по возможности лучше так не делать, чтобы самому не оказаться в числе дебоширов.
Дебошира могут связать и усмирить, но как правило таких пассажиров высаживают в ближайшем аэропорту, что наносит ущерб остальным попутчикам. Но, к сожалению, не существует такой нормы, по который дебошир должен был бы выплачивать какую-то определённую компенсацию всем оказавшимся на злополучном рейсе.
Как правило, с дебошира взыскивает свой собственный ущерб авиакомпания. В 2022 году авиакомпания «Россия» взыскала с буйного пассажира более 200 тыс. рублей за задержку рейса на 1 час и 14 минут. Жителю Санкт-Петербурга после извинения перед экипажем «Ред Вингс» и компенсации морального вреда, в том же году суд назначил штраф в 300 тыс. рублей. Но с учётом проведённого за решёткой времени, штраф снизили до 100 тыс. рублей.
Но остальных пассажиров эти выплаты не касаются. Компенсация от авиакомпании полагается только в том случае, если задержка произошла по вине авиакомпании: сломался самолёт, пилот не вышел на работу и т. д. За действия пассажиров авиакомпания ответственности не несёт.
Если ваши планы сорвались, вы потеряли деньги, то судебный иск надо предъявлять непосредственно виновнику — тому самому дебоширу. Но учтите, что суд может затянуться не на один год, а возможность взыскать ущерб зависит от финансовых возможностей и наличия имущества ответчика. Если он перепишет имущество на родственников, формально лишится заработка, то взять с такого человека нечего.
Если вы из-за дебошира опаздываете на следующий рейс, то тут всё зависит от того, как вы покупали билет. Если билет единый и все перелёты оформлены в одном бланке (это могут быть перелёты одной авиакомпанией, а могут быть разными), то вас в любом случае должны доставить до пункта назначения.
Задержка рейса из-за хулиганских действий — это не ваша вина. Поэтому вам должны предоставить место на следующем самолёте. Возможно, вам дадут билет с ещё одной пересадкой, может быть вы потеряете день в гостинице в ожидании следующего самолёта, но вас должны довезти до пункта назначения.
Главное — при первой же возможности связаться любым способом с авиакомпанией и уведомить её о случившейся не по вашей вине задержке. Как бы вы ни волновались, постарайтесь общаться с представителями авиакомпании спокойно, подробно опишите ситуацию и причины задержки. Чем раньше сообщите информацию, тем выше шансы на то, что отправитесь дальше в самое ближайшее время.
Если же вы купили просто два отдельных билета, то в случае опоздания вас на пересадке никто ждать не будет, и следующим рейсом не отправят. В этом случае вы несёте все риски самостоятельно. Если у вас возвратный билет, то при своевременной отмене еще есть шанс вернуть часть средств. Если не возвратный — остаётся только судиться с виновником задержки.
В такой ситуации может помочь страховка от невылета — её предоставляют многие страховые компании. Но читайте внимательно условия, чтобы не возникло споров о причинах срыва полёта.
Помните: дебошир может оказаться в любое время на любом рейсе. Этого риска никак не избежать. А чтобы самому случайно не стать дебоширом — соблюдайте правила авиакомпании и не спорьте с бортпроводниками. В самолете они правы по умолчанию и переспорить не получится. Если с чем-то не согласны, то лучше после полёта написать жалобу.