Posted 1 февраля, 08:51
Published 1 февраля, 08:51
Modified 1 февраля, 18:03
Updated 1 февраля, 18:03
Ирина Мишина
По данным Альянса по защите детей, в цифровой среде за 2023 год с цифровыми угрозами столкнулись 96% российских подростков. После начала СВО было заблокировано свыше 230 тысяч материалов, направленных на склонение или вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий.
По официальной версии, Всероссийскую систему родительского контроля предложено создать для повышения безопасности детей в Сети. Она будет интегрирована в ведущие российские цифровые сервисы. А именно — «ВКонтакте», VK Play, Rutube, «Дзен» и в российские браузеры «Яндекс.Браузер», «Спутник», «Атом». То есть, иными словами, во все цифровые сервисы страны будет встроен шпион, собирающий информацию о поведении детей в сети и предоставляющий сведения родителям.
На самом деле жуткими историями от родителей, которые сталкиваются с негативным влиянием сетей на их детей, заполнен весь интернет.
— «Я перевела дочь в другую школу из-за травли одноклассников», — пишет Елена.
«Моей дочери Кате было 15 лет, когда произошла эта история. Во время медосмотра, когда девочки были раздеты, мою дочь незаметно сфотографировала одноклассница, выложила в общий чат класса и разослала в соцсети. Она сказала, что сделала это в шутку. Катя очень переживала, плакала, отказалась ходить в школу и общаться с одноклассниками, которые видели ее в трусах».
В школе провели, как водится, душеспасительные беседы, но вот в соцсетях оскорбительные контент никто удалять не стал, несмотря на просьбы родителей.
— Ирина, 38 лет, сообщает: «В 9-м классе, где учится мой сын, есть мальчик, которого очень сильно травят — и в жизни, и в сетях. Его обзывают, бьют, оскорбляют в соцсетях, у него вымогают деньги. Однажды его заставили пробежать голым, сфотографировали и выложили это в сетях. Этому мальчику никто не помогает — ни учителя, ни педагоги, травля его в соцсетях продолжается».
Марина, 39 лет, рассказывает историю своей дочери, которую соцсети превратили в больную анорексией. Началось с того, что 12-и летняя девочка просто выкладывала процесс готовки еды и свои фото, но ей начали писать в комментариях, что она «жирная» и довели ребенка до расстройства пищевого поведения, с которым не могут справиться даже врачи. В сетях оскорбительный контент в отношении ребенка никто не блокировал, несмотря на просьбы матери.
Будет ли со всем эти покончено после введения Всероссийского родительского контроля?
И вообще, что это будет?
«НИ» обратились к автору законопроекта — депутату Госдумы Яне Лантратовой. Вот, что она пояснила:
«Каждая цифровая платформа или браузер будут фиксировать данные об интернет-активности ребенка и предоставлять их родителю. Все данные могут аккумулироваться в персональном аккаунте родителя на портале госуслуг или в отдельном приложении на смартфоне. Таким образом родители смогут на ранних этапах выявлять деструктивное влияние, которому подвергаются их дети. Также возможно предусмотреть обязанность цифровых платформ автоматически блокировать несовершеннолетним доступ к информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей. Важно ограничить функционал сервиса таким образом, чтобы фиксировалась исключительно информация, связанная с онлайн-активностью ребенка. У системы не должно быть возможности собирать иную личную информацию о ребенке, а также сведения о других лицах».
Однако сегодня блокировки аккаунтов детей в сетях и соответствующего «деструктивного контента» связаны в основном с тематикой СВО. Всего после начала СВО было заблокировано свыше 230 тыс. подобных материалов. Официальные источники отмечают, что «после начала специальной военной операции активизировалось деструктивное влияние недружественных стран на российских детей и подростков».
«Год семьи, судя по всему, будет отмечен закручиванием гаек в отношении и детей, и родителей. Дело в том, что дети не могут быть вне политики, и власти теперь решили проконтролировать и их, а не только взрослых. Я не исключаю, что тут играют роль и коммерческие интересы, ведь все эти технические разработки по контролю сулят миллионные госзаказы. В целом, судя по указаниям, которые получает школа в последнее время, поставлена задача следить за тем, как формируются взгляды ребенка. Новая система будет нацелена в первую очередь на это, а безопасность и самочувствие детей будут интересовать в последнюю очередь», — считает учитель обществознания из Павловского района Нижегородской области Дмитрий Казаков.
Сегодня государство, призывая к контролю в интернете, другой рукой фактически подталкивает детей к деструктивному влиянию. Ведь образовательная программа «Сферум», которая сейчас пропагандируется в школах как единственная возможная, создана на базе соцсети ВКонтакте. А в этой сети, как известно, деструктивного для детской психики контента больше, чем достаточно.
«Если разобраться, именно в сети ВКонтакте, которую популяризируют в школе, огромное количество порнографических и суицидальных групп. В то же время школа выступает под девизом: „Обучайтесь на Сферуме! Используйте ВКонтакте“. Тревожно, что мы идем не по пути помощи ребенку, а по пути контроля за ним. От угроз в соцсетях ребенка при этом никто не защищает. Мы несколько раз просили закрыть суицидальные группы ВКонтакте, в частности „Синих китов“. Появилась новая такая группа — „Новый путь“, где по хештегу „тихий лес“ ребенок попадает под власть куратора. То есть, по сути, работает программа по растлению детей. И никто все это не запрещает. В то же время детей начинают просто тотально контролировать на предмет их лояльности», — заявила «НИ» Ирина Жильцова, руководитель общественной организации «Союз родителей „Вместе“.
Судя по всему, мы кажется погружаемся в систему тотального контроля за детьми. Так, в Союзе родителей «Вместе» нам сообщили о тревожных сигналах из нескольких регионов. В октябре одна из школ Саратова прислала информацию о том, что в школе будут принудительно проверять смартфоны и все соцсети у детей.
В Самаре родителей попросили заполнить специальную памятку о том, что они должны контролировать детей, в частности изучать их аккаунты в соцсетях, следить за их мессенджерами. И после этого, в случае обнаружения деструктивного контента, передавать информацию в МВД. То есть доносить на своего ребенка в правоохранительные органы!
Уже сейчас можно предположить, что после введения системы Всероссийского родительского контроля будет ограничено пребывание ребенка в Сети. Но запреты, как известно, не лучший путь. Запрещать — проще, чем общаться с ребенком, обсуждать его проблемы, помогать в построении взаимоотношений в школе и со сверстниками. Проще всё списать на смартфон и всё в нем заблокировать. Все это вызовет агрессию у ребенка и усложнит отношения с ним. Вместо запретов давно пришло время подумать о том, как помочь ребенку. Жаль, что на государственном уровне понимание этого так и не пришло.