Posted 31 января, 14:46
Published 31 января, 14:46
Modified 31 января, 14:48
Updated 31 января, 14:48
Анна Скудаева
Нашумевший «закон о конфискации», молниеносно прошедший все три чтения в Госдуме всего за неделю, может вступить в силу уже в феврале, как только его одобрит Совфед и подпишет президент.
Это значит, что уже через несколько дней люди, против которых возбудят уголовные дела по статьям о «фейках» и «дискредитации армии», а также по ряду иных составов, могут столкнуться с ходатайством следствия о наложении арестов на принадлежащее им имущество.
Новость об ужесточении наказаний «за слова» и за «выражение мнений» вызвала большой общественный резонанс и породила панику среди владельцев недвижимости.
Многие интернет-пользователи отметили, что им неприятно осознавать, что теперь за любое неосторожное высказывание они могут «лишиться всего».
Насколько обоснованны такие страхи, «Новым Известиям» рассказала юрист Анна Смирнова.
«Внесенные в Уголовный кодекс поправки действительно ужесточают наказания по целому ряду уголовных составов: в качестве дополнительного вида наказания вводится возможность конфискации имущества. Под понятие имущества подпадают вещи, деньги, ценные бумаги, транспортные средства, земельные участки, недвижимость и многое другое. Предметом ареста могут стать в том числе гаджеты, принадлежащие гражданину: мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки и прочее», — пояснила она.
Вместе с тем, несмотря на ужесточающие поправки, далеко не все принадлежащие гражданину вещи можно у него отнять, даже в случае возбуждения против него уголовного дела.
«Даже если в отношении гражданина вынесен обвинительный приговор суда, далеко не любое имущество может быть конфисковано. Об этом прямо говорится в статье 79 Федерального закона „Об исполнительном производстве“ и в статье 446 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ. В частности, взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на единственное принадлежащее гражданину и членам его семьи, пригодное для проживания жилое помещение, если оно не является предметом ипотеки, а также на земельные участки под таким жильем», — пояснила юрист.
Кроме того, согласно нормам ГПК, у человека нельзя отнимать предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
«Закон прямо запрещает изымать имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает десять тысяч рублей», — сообщила Анна Смирнова.
Если речь идет о конфискации имущества у граждан, занимающихся сельским хозяйством, то тут тоже есть исключения. Так, у граждан нельзя изымать вещи, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
«Не подлежит конфискации племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища и выезда на пасеку. Нельзя изымать хозяйственные строения и сооружения, необходимые для содержания сельскохозяйственных животных», — уточняет юрист.
Если у человека в доме есть любимые питомцы, из обладания которыми он не извлекает прибыль, то после вступления в силу Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» их тоже есть шанс сохранить.
Закон также запрещает изымать у людей топливо (уголь, дрова, пеллеты), которое необходимое семье должника для приготовления пищи и отопления жилого помещения в течение всего отопительного сезона.
Что касается конфискации денег и продуктов питания, то и здесь закон вводит для приставов некоторые ограничения. Если в подвале у должника обнаружится бункер, под завязку забитый всякой снедью, то сохранить все яства, скорее всего, не удастся.
Однако шанс сохранить часть накопленного есть.
Закон говорит, что даже после вступления в силу решения суда, связанного с взысканием долга, нельзя отнимать у человека все подчистую.
При изъятии денег со счетов гражданина приставы обязаны оставить должнику хотя бы минимальные средства, достаточные для того, чтобы он не умер с голоду.
Объем денежного и продуктового «набора выживания» не должен быть ниже величины прожиточного минимума, причем не только для самого гражданина-должника, но и для тех, кто находится на его иждивении.
На сегодняшний день прожиточный минимум на душу населения в стране составляет 15453 рубля. В случае ареста счетов именно такую сумму приставы должны оставлять должнику и зависящим от него нетрудоспособным домочадцам.
Если у человека, подвергнутого конфискации, есть инвалидность, то приставы также не смогут забрать у него средства индивидуальной реабилитации, в том числе специальный транспорт.
Необходимо отметить, что в запретный для конфискации список также входят призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми был раньше награжден должник.