Posted 30 января, 00:46

Published 30 января, 00:46

Modified 30 января, 00:48

Updated 30 января, 00:48

Ученые рассчитывают, что в будущем будут разработаны новые, более эффективные, методы в лечении или профилактике ожирения

Есть и не толстеть — возможно ли? Ученые приблизились к решению этой дилеммы

30 января 2024, 00:46
Фото: Midjourney

Есть и не толстеть — возможно ли? Ученые приблизились к решению этой дилеммы

В ходе экспериментов над мышами эксперты выяснили, что один-единственный ген отвечает за потерю жировыми клетками способности сжигать энергию.
Питание

«Отключение» одного гена может позволить людям есть все, что они хотят, и при этом не толстеть. К таким выводам пришли ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего, пишет Daily Mail.

В ходе экспериментов на мышах ученые обнаружили, что один-единственный ген отвечает за потерю жировыми клетками способности сжигать энергию. Эксперты обратили внимание на то, что когда грызунов держали на диете с высоким содержанием жиров, их клетки разрушались и становились менее эффективными в сжигании жира — возможно, это объясняет, почему ожирение приводит к замедлению метаболизма у людей.

Ученые указали, что этот процесс контролируется одним геном, удаление которого с помощью генного редактирования не позволило грызунам набирать лишний вес, даже если они питались теми же жирными продуктами.

«Калорийная перегрузка от переедания может привести к набору веса, а также запускает метаболический процесс, в ходе которого снижается сжигание энергии, что еще больше усугубляет ожирение. Выявленный нами ген является важнейшей частью этого перехода от здорового веса к ожирению», — рассказал ведущий автор исследования — профессор медицины Калифорнийского университета Алан Салтиэль.

Эксперты пояснили, что когда люди потребляют больше калорий, чем сжигают, то способность жировых клеток сжигать энергию начинает нарушаться, и это одна из причин, по которой людям, страдающим ожирением, бывает сложно сбросить вес. Однако по-прежнему оставалось неясным, как именно жировые клетки начинают разрушаться.

Исследователи проверили, как диета с высоким содержанием жиров влияет на митохондрии мышей — энергетический центр клеток, способствующий сжиганию жира. После диеты митохондрии фрагментировались на более мелкие и неэффективные митохондрии, которые сжигали меньше жира. Оказалось, что это происходит благодаря единственному гену под названием RaIA, который выполняет множество функций, одна из которых — помогать разрушать митохондрии, когда они выходят из строя.

Согласно выводам ученых, при чрезмерной активности этот ген мешает нормальному функционированию митохондрий, в результате чего жировые клетки перестают сжигать энергию.

Исследователи обнаружили, что некоторые белки, на которые влияет RaIA у мышей, похожи на человеческие белки, связанные с ожирением и инсулинорезистентностью. Это дает ученым основание предположить, что и у людей могут действовать аналогичные механизмы.