Posted 29 января, 13:38
Published 29 января, 13:38
Modified 29 января, 14:24
Updated 29 января, 14:24
Анна Снежина
Практика показала: редко кому удаётся, как по маслу, обустроить свой дом. За ремонтными бригадами нужно постоянно приглядывать, а на финишной прямой находить силы сражаться за устранение недочётов. За качеством привезённой мебели и ее сборки тоже нужно следить в оба.
Но одно дело — клиентоориентированность. Хорошо, если после изматывающих переговоров с исполнителями тебя всё же слышат. Совсем другое, когда под обличьем мебельщиков или дизайнеров или ремонтников орудует совсем другой вид предпринимателей.
Как ни странно, но ст. 159 УК РФ (Мошенничество) дарует множество удобств недобросовестным производителям или поставщикам. Так, если вы заключаете договор с фирмой на круглую сумму, и исполнитель оказал хотя бы малую часть услуг по этому договору (да хоть консультативных!) или даже всего лишь «предпринял попытки» совершить некие шаги, то всё, зачёт! — привлечь по уголовной статье виновника весьма сложно. Вас отправят в гражданский суд. Вы будете судиться долго и муторно и в лучшем случае получите исполнительный лист, по которому вам будут обязаны вернуть уплаченную вами сумму «в связи с неисполнением договора». Но более частая практика — что и приставы ничем не смогут вам помочь, ведь контора оказывается пустышкой, без счетов, имущества и иных активов, подлежащих изъятию в пользу взыскателя.
Интеллектуальные мошенники, нацеленные на отъем ваших денег, орудуют именно по этой проверенной схеме: договоры услуг! Выдать себя за приличный бизнес (и внешне выглядеть именно так), наобещать с три короба, принять оплату, какое-то время быть с вами на связи, но в итоге скрыться в горизонт. И главный маркер — вас будут долго-кормить завтраками, каждый раз уверяя, что всё на подходе и вот-вот будет готово.
Именно так и произошло с семьей Марины К. В марте 2023 года они купили дачу в Тверской области. Для удобства решили заказать всю мебель у одного исполнителя, причем местного. Так удобнее вести переговоры, контролировать производственный процесс и не придётся переплачивать за доставку (казалось заказчице). В поисковике выплыл, на первый взгляд, приличный ООО «Люкс» (тверское юрлицо федерального бренда Lofttfol). С ними она и заключила договор на изготовление мебели.
— Мы заказали две кровати, гардероб, кухню, шкафы, тумбы, полочки в ванную и даже люстру. Переговоры от лица компании с нами всегда вел сам ее владелец Алексей Ерохин и его партнёрша Олеся. Я, конечно, уже тогда удивилась, что за мастера на все руки: и кухню сделают, и гардероб, и полки, и даже люстру могут! На всё, чего не попросишь, соглашаются! Но заказ, сконцентрированный в одном месте, не скрою, был нам как клиентам очень удобен, и сомнений тогда никаких не закралось, — рассказывает Марина.
Договор с компанией-исполнителем наша собеседница заключила онлайн: оплата была перечислена тремя частями на карту госпоже Ерохиной, а клиентский «экземпляр» договора фирма выслала ей на электронную почту. Это потом заказчица поймет, что полноценным экземпляром не может считаться фотокопия, но юристы скажут, что шанс на признание ее судебными инстанциями тоже есть.
В общей сложности пострадавшие перечислили на карту Олеси Ерошиной 418 тысяч рублей. Сомнений по поводу оприходования денежных средств таким способом — без квитанций с печатями — тоже не возникло, говорит пострадавшая:
«Сегодня уже как-то привыкаешь, что во всем деловом мире все расчеты осуществляются по двум кликам».
Большую часть оплаченной суммы семья сейчас пытается получить назад в связи с неисполнением мебельной фирмой договора.
После «подписания договора» начался этап «согласований». Рисовали и дорабатывали 3D-модели, обменивались бесконечными эскизами и голосовыми сообщениями в вотсапе.
«Убеждали, что сделаем всё, что хотите, вплоть до люстры. Обсуждали детали. Кухню согласовывали — вместе 3-D модели рисовали, картинками обменивались в вотсапе». Сообщений в вотсапе на три тома.
Так весело и проходило время, пока 23 июня (спустя три месяца) не подошел срок исполнения договора. К этой дате было выполнено лишь 10% работ от заявленных в перечне (по оценкам заказчика): а именно: привезли две кровати, комод и столешницу от кухни.
Вот это как раз те минимальные усилия, о которых мы говорили выше: что-то и кое-как сделать, чтобы вывести себя из-под рисков уголовного преследования.
К исполненной части заказа у клиентов возникли большие претензии:
— Мебель привезли в разобранной виде. Когда мы стали собирать комод, то увидели, что ящики у комода без дна и без ручек. Ящики, конечно, они переделали. Но даже со второй попытки привезли их с перепутанным дном — оно было вверху, а не внизу… Было уже не смешно! У кроватей каркас оказался заляпан краской и опоры оказались очень хлипкие — в таком виде кровати не были пригодными к использованию, они бы развалились при первой попытке прилечь. Такая мебель мне, конечно, не нужна. При покупке в обычных магазинах я бы ее вернула по причине дефектов, — рассказывает Марина.
А вот с основной и самой дорогой частью заказа, как водится, возникли большие проблемы. Если коротко: на полгода мебель застряла «в производстве».
— Три месяца нам говорили в принципе одно и то же: кухня в производстве, кухня в покраске, потом опять в производстве, потом опять в покраске. И каждый раз Алексей извинялся и убеждал, что вот, мол, в этот четверг или пятницу 100% привезём. Главное, что всё готовится, всё на подходе! Но наступал четверг, а потом пятница, и никто не звонил и никто не приезжал, и до понедельника никто не брал трубку. С новой неделей заводилась всё та же «пластинка».
Спустя три месяца дозваниваться до Алексея и Олеси стало всё сложнее. Сначала заказчица пыталась для себя оправдать эту неразбериху: компания маленькая, работают сами на себя, набрали заказов и не справляются. Но потом они с мужем зашли в интернет и наткнулись на отзывы.
«Мошенники», «Жулики», «Берут деньги и кидают», «По истечении договора задаём вопрос: „Где мебель?“, а в ответ — издевательские: „Сейчас уточним“, „Сейчас узнаем“, „Спросим на производстве“, „Перезвоним“, „потом совсем пропадают“… — в этих отрывках из десятков отзывов разгневанных клиентов Марина узнала и себя. И это не удивительно, ведь схема, по которой действовали „бизнесмены“, была одна.
Спустя полгода семья перестала звонить Ерошиным (ничего нового там не говорили).
Да и потребность в мебели отпала по, так сказать, естественным причинам. Во второй раз семья обратилась к добросовестным мебельщикам, которые всё изготовили и доставили в разумный срок, не нарушив договора. Мифическая же кухня Ерошиных тем временем всё еще находилась «в покраске».
В октябре обманутая заказчица обратились в Роспотребнадзор.
Федеральное ведомство согласилось с фактом обмана потребителя и сейчас выходит с иском в суд.
Выступая в качестве истца, Роспотребнадзор в интересах обманутого потребителя требует возврата денежных средств, соотносимых с неисполненной частью договора.
Из материалов производства:
«В соответствии с п. 1.6 Договора срок изготовления изделия составляет до 35 рабочих дней <…> после утверждения 3d проекта. Поскольку было заказано несколько изделий, согласование самого позднего проекта 3d произвелось 17 апреля 2023 года. Соответственно, согласно условиям Договора, мебель должны изготовить и доставить в срок до 8 июня 2023 года. Несколько товаров были изготовлены, на общую сумму 85 000 рублей. Остальные товары, которые должны быть изготовлены по Договору, не были переданы.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона N° 2300-1 от 07.02.1992 г. „О защите прав потребителей“ (далее — Закон), если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы <…>
Итого по сумме двух претензий требование о возврате уплаченных денежных средств с учетом стоимости изготовленных товаров составляет 281 130 руб.
На неоднократные обращения в установленный законом срок денежные средства обществом не возвращены. Свои обязательства по изготовлению товара в срок и в дальнейшем требование по возврату уплаченных по Договору денежных средств ООО „Люкс“ в добровольном порядке не выполнило. Исполнителем нарушены права потребителя».
В планах обманутой клиентки потребовать с ответчика также компенсацию морального вреда, неустойку и штраф за игнорирование досудебных претензий.
Местная полиция пока что заняла позицию наблюдателя, и в ситуацию с массовым, систематическим обманом людей на крупные суммы денег компанией Lofttfol в Твери не вмешивается. Хотя факт того, что оборотистые «бизнесмены» присваивают чужие деньги лишь под видом оказания услуг, уже очевиден.
В качестве итога этой истории Марина резюмирует:
«Я заказала и на 70% оплатила 14 предметов мебели: кухню, обеденный стол, две кровати, 2 тумбочки к ним, 2 шкафа под одежду, 2 инсталляции под раковины, комод, стол письменный, банкетку и обувницу в прихожии. По факту получила в пригодном виде только 2 инсталляции и обувницу. Кровати, письменный стол и комод (на фото с перевернутыми днищами) получила в разобранном и непригодном состоянии, они стоят в гараже, производитель обещал, но так их и не забрал. Остальное, включая самое дорогое-кухню, я так и не увидела».